Дополнительная программа по безопасности МБДОУ детский сад 451

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ-детский сад № 451
Протокол от «18» августа 2025 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ -детский сад № 451
Таланова Е.В.
_______________________
Приказ от «18» августа 2025 г. № 28-ОД

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей дошкольного
возраста социально-гуманитарной направленности
«Безопасная дорога-уровень «я пешеход»
(профилактика и предупреждение дорожно-транспортного
травматизма)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения- детский сад № 451
Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы:
2 года.

Разработчики:
Коллектив МБДОУ-детский сад № 451

Екатеринбург, 2025 г.
1

Содержание
I.Комплекс основных характеристик

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи образовательной Программы

14

1.3. Содержание образовательной программы

15

1.4. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы

25

II. Комплекс организационно-педагогических условий

26

2.1. Условия реализации Программы

26

2.2. Формы контроля и оценочные материалы

28

3. Список используемой литературы

29

2

I.Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Безопасная дорога – уровень «я – пешеход» (профилактика и предупреждение
дорожно-транспортного
травматизма)
имеет
социально-гуманитарную
направленность, рассчитана
на
обучающихся 5-7 лет и реализуется в
течение 2 лет.
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы.
Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он
переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес, и
совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать
на дорогу за укатившимся мячом, или неожиданно появиться на дороге на
велосипеде, роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасности
движущегося транспорта.
В целом поведение детей можно обозначить следующей формулой «Чем
опаснее ситуация на дороге, тем в большей степени ребенок теряется, не зная,
что делать, и поэтому более медленно и неправильно принимает решение».
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты.
Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни
детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших
улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения,
поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах
является особенно актуальной.
Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать
новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина
и ответственность.
Поэтому данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Безопасная дорога – уровень «я – пешеход» реализуемая МБДОУдетский сад № 451, направлена на обучение воспитанников правилам дорожного
движения и профилактику дорожно-транспортных происшествий.
Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем
меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Данная
программа является современным педагогическим средством формирования
социальной
компетентности
учащихся
в
вопросах
безопасности
жизнедеятельности.
Содержание программы основано на интеграцию социального,
общекультурного, спортивно-оздоровительного направления развития личности
детей на занятиях по дополнительному образованию в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования. Методические материалы программы имеют практикоориентированный характер, предназначены для проектирования оптимальных

3

педагогических условий, воспитание право послушного поведения и обучения
учащихся основам безопасного поведения на улицах и дорогах.
В современных условиях особенно важно обучить детей правилам
поведения на улице и дороге. Разработать такие технологии, которые
эффективно будут формировать устойчивые практические навыки для
применения их в сложных дорожных ситуациях.
Одним из путей сохранения жизни и здоровья несовершеннолетних
являются коллективная подготовка к безопасному участию в дорожнотранспортном процессе. Создание системы
целенаправленного обеспечения
обучающихся универсальными учебными действиями, ценностными
ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности
по Правилам дорожного движения, воспитание осознанного безопасного
поведения в окружающем мире, привитие здоровьесберегающих навыков,
творческой активности ребенка, использование разнообразных форм, методов и
приемов в воспитательно-образовательном
процессе
способствовало
разработке дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Безопасная дорога – уровень «я – пешеход», рассчитанной на детей
в возрасте от 5 до 7 лет.
Актуальность
и
педагогическая
целесообразность
Программы
раскрывается через региональные социально-экономические и социокультурные
потребности и проблемы:
1. Рост числа ДТП: дошкольный возраст – это время, когда дети начинают
осваивать навыки самостоятельного передвижения в окружающей среде.
Статистика показывает, что дети, не владеющие основами безопасного
поведения на дороге, чаще становятся жертвами дорожно-транспортных
происшествий. Программа актуальна как никогда, с целью снижения этих
рисков.
2. Необходимость формирования навыков: в современных городах
дошкольники часто находятся в окружении автомобилей и других транспортных
средств. Загруженность улиц и недостаток знаний о правилах дорожного
движения делают детей уязвимыми. Программа помогает развить у них базовые
навыки безопасного поведения.
3. Социальное сознание: важность программы также заключается в том,
что она формирует у детей понимание значимости соблюдения дорожной
безопасности, что может положительно сказаться на изменении общего уровня
безопасности в обществе.
Педагогическая целесообразность программы:
1. Игровая форма обучения: дошкольный возраст – время активной игры и
обучения через взаимодействие с окружающим миром. Программа использует
игровые методы, что делает обучение интересным и доступным для детей. Это
позволяет лучше усваивать информацию и применять ее на практике.
2. Развитие критического мышления: программа включает элементы,
которые способствуют развитию у детей умения анализировать ситуации и
принимать решения, что важно для их безопасности. Это даст детям
возможность осознанно подходить к своей безопасности на дороге.
3. Взаимодействие с родителями и обществом: Программа включает в себя
информирование родителей, что позволит создать единую систему обучения
4

безопасному поведению. Это важно для создания социальной среды, в которой
безопасность дорожного движения станет общей ответственностью.
4. Интеграция с образовательной программой: внедрение программы в
существующую образовательную практику дошкольных учреждений позволит
разнообразить образовательный процесс, интегрируя навыки безопасного
поведения в повседневную жизнь детей.
Социокультурные аспекты:
1. Адаптация к региональным условиям: программа адаптирована к
специфике региональных проблем и потребностей, таких как уровень
загруженности улиц, популярность разных видов транспорта и другие факторы.
2. Формирование позитивного отношения к правилам: программа
помогает сформировать у детей положительное отношение к соблюдению
правил дорожного движения, что может привести к снижению числа нарушений
в будущем.
3. Культурные традиции: обучение детей безопасному поведению на
дороге интегрируется с местными культурными аспектами, что может привести
к более глубокому пониманию и уважению к традициям и нормам поведения в
обществе.
Таким образом, Программа «Безопасная дорога – уровень «я – пешеход»
имеет высокую актуальность и педагогическую целесообразность для детей
дошкольного возраста, затрагивая важные социальные и социокультурные
аспекты. Её внедрение способствует не только повышению уровня безопасности
детей, но и формирует ответственное отношение к своим действиям и действиям
окружающих на дороге, что крайне важно для создания безопасной городской
среды.
Уровень освоения – стартовый.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Безопасная дорога – уровень «я – пешеход» разработана авторским
коллективом МБДОУ -детский сад № 451, имеет социально-гуманитарную
направленность.
Программа разработана в соответствии:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Редакция 08.08.2024 N 329-ФЗ. (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.09.2024)
• Федеральный закон Российской Федерации 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Редакция от
28.04.2023, вступ. в силу с 28.04.2023)
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.20.22 № 678-р.
• Стратегия развития воспитание в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
29.05.2015 № 996-р).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям

5

•

•
•

•

•

•

•

•

•

•

воспитания и обучение, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далееСаНПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
22 сентября 2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629, вступает в силу с 01.03.2023 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам (далее-Порядок)».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации
05.08.2020 номер 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендацией по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
уровневые программы)».
Письмо Минобороны науки от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательная деятельность с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»).
Письмо 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
Приказ Министерства образования и науки Российский Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждение Требований к условиям

6

и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом»
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам»
• Письмо Минпросвещения России «О методических рекомендациях» от
29.09.2023. №АБ-3935/06
• «Положение о порядке оказания платных образовательных услуг» принята
Педсоветом № 1 от 31.08.2021 г. Приказ № 82-ОД от 31.08.2021.
Отличительные особенности и новизна программы прослеживаются по
нескольким направлениям:
• проведение разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного
движения;
• сохранение контингента занимающихся за счет заинтересованности как
самих обучающихся, так и их родителей;
• создание банка компьютерных программ, мультимедийных разработок,
видеоуроков направленных на обучение правилам дорожного движения;
• создание банка методических материалов по данному направлению.
Принципы при построении Программы
Педагогическая деятельность осуществляется на основе следующих
принципов:
• Принцип систематичности и последовательности предусматривает
закрепление и развитие полученных знаний и умений в процессе
регулярных занятий. Занятия проводятся «от простого к сложному»,
«от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».
• Принцип наглядности используется в показе упражнений и
демонстраций плакатов, схем, обучающих компьютерных программ,
видеосюжетов.
• Принцип воспитывающего обучения прослеживается в формировании
у детей чувства патриотизма, коллективизма, ответственности,
взаимовыручки, взаимопомощи через занятия и различных
мероприятиях и активностях на тему безопасности в дорожном
движении.
• Принцип
индивидуализации
предполагает
определение
индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и
поведения, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню
форсированности толерантности у ребенка; определение особенностей
включения
детей в различные виды деятельности, раскрытие
потенциала личности в образовательной деятельности, предоставление
возможности каждому учащемуся для
самореализации и
самораскрытия.

7

• Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше
возраст детей, тем легче формировать у них социальные чувства и
устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие
окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной)
информацией взрослых, обращающих внимание на светофор,
пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин
и т.д.
• Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия:
дорожно-транспортного происшествия. Обучающиеся должны знать,
какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
• Принцип возрастной безопасности. У обучающихся довольно рано
появляется стремление к самостоятельно. С одной стороны, это надо
одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С
другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной
среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного
поведения.
• Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать,
что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и
правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует
Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди
водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или
штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей
безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и
дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
• Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот
принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного
поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют
свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения
правил дорожного движения. Для подкрепления самовоспитания нужен
положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен
воспитывать не только обучающихся, но и родителей.
Адресат программы/ количество обучающихся в группе
Программа предназначена для обучающихся от 5 до 7 лет/группа 20-30
человек.
Срок освоения программы – 2 года.
Объем программы в год/количество часов – 9 занятий/ 9 часов.
Режим занятий – 1 раз в месяц (старшая \группа 25 минут,
подготовительная к школе группа 30 минут).

8

Форма обучения – очная, групповая.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Дети 5-6 лет активно развивают крупную и мелкую моторику. Они
становятся более активными и координированными, что позволяет им
участвовать в различных физических играх и активностях, связанных с
движением и передвижением.
У детей этого возраста скорость реакции возрастает, но всё еще может
быть недостаточно быстрой для адекватного реагирования на потенциальные
опасности на дороге.
Дети начинают лучше понимать основные понятия о времени и
пространстве. Они могут осознанно воспринимать направление, расстояние и
высоту. Это может помочь в понимании дорожных знаков и правил.
В этом возрасте дети активно используют воображение, что можно
интегрировать в программу через игровые методики, ролевые занятия и
творчество (например, создание дорожных знаков).
Дети начинают больше взаимодействовать с окружающими, что важно
для обучения сотрудничеству и соблюдению правил. Это может способствовать
формированию навыков совместного поведения на дороге. Дошкольники могут
имитировать поведение взрослых и своих ровесников, что подразумевает
необходимость передачи правильных норм и правил поведения на дороге как
через примеры, так и через объяснения.
Дети на данном этапе могут не полностью осознавать опасности, которые
влекут за собой нарушения правил дорожного движения. Задачей программы
является формирование у них понимания рисков и опасностей. Важно
учитывать, что у детей могут быть страхи. Программа должна грамотно
работать с этими эмоциями, например, через рассказы и игры, чтобы помочь
детям преодолеть страх перед опасностями на дороге.
Дошкольники 5-6 лет учатся лучше всего в процессе игры. Разработка игровых
элементов в программу (симуляторы, песни, игры с дорожными знаками)
сделает обучение более увлекательным и запоминающимся. В этом возраста
воспринимают позитивное воздействие, такое как похвала и награды, если они
правильно выполняют задания и понимают содержание программы.
Возрастные особенности развития детей 6–7 лет
Игровые действия детей в этом возрасте становятся более сложными,
обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Дети
способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и
менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже
обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или

9

покупатель-шофер и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой
ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.
Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и
подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой
роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при
этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или
иным участником игры.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают
развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени
ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться
воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития
воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно
объяснить многочисленными влияниями, которым подвергаются дети, в том
числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских
образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях
детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В
результате правильно организованной образовательной работы у детей
развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его
основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование
первичных ценностных представлений, воспитание способности к общению
(коммуникативные способности); целенаправленности и саморегуляции
(регуляторные способности), формирование социальных представлений, умений
и навыков (развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания,
приобщение к труду, формирование основ безопасности).
Образ Я. Развивать представление о временной перспективе личности, об
изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад,

10

школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт
другим поколениям). Углублять представления ребенка о себе в прошлом,
настоящем и будущем. Воспитывать осознанное отношение к своему будущему
(к своему образованию, к своему здоровью, к своей деятельности, к своим
достижениям), стремление быть полезным обществу. Формировать понимание
того, что все зависит от самого человека — его трудолюбия, настойчивости, веры
в себя. Продолжать воспитывать самоуважение, чувство собственного
достоинства, уверенность в своих силах и возможностях.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое
отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им. Воспитывать
стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть
хорошим). Создавать условия для развития социального и эмоционального
интеллекта детей, развивать стремление и умение справедливо оценивать свои
поступки и поступки сверстников. Поощрять проявление таких качеств, как
сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.
Освоение общепринятых правил и норм. Воспитывать организованность,
дисциплинированность; развивать волевые качества: умение ограничивать свои
желания, выполнять установленные нормы поведения, в том числе выполнять
совместно установленные правила группы.
Продолжать формировать способность совместно развертывать игру,
согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; умение
договариваться, планировать и обсуждать совместные действия.
Продолжать воспитывать в игре инициативу, организаторские
способности, развивать творческое воображение. Продолжать учить детей брать
на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты,
конструкторы, строительный материал, побуждать детей по-своему
обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать
недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок).
Формирование основ безопасности. Продолжать знакомить с правилами
безопасного поведения на природе, уточнять и расширять представления о таких
явлениях природы, как гроза, гром, молния, ураган, знакомить с правилами
поведения человека в этих условиях.
Продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах.
Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Продолжать
знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и
информационно-указательными. Расширять представления детей о работе
ГИБДД. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила
дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице и в
общественном транспорте. Продолжать приучать к заботе о безопасности

11

собственной жизнедеятельности. Подвести детей к пониманию необходимости
соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по
преодолению опасности.
Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому
саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на
схеме местности. Закреплять умение называть свое имя, фамилию, отчество,
возраст, дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей,
их профессии. Закреплять знание правил безопасного поведения во время игр в
разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на
санках, коньках, лыжах и др.). Формировать у детей навыки поведения в
ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение
обращаться за помощью к взрослым.
Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой
помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.
Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по
телефонам «101», «102», «103».
Познавательное развитие предполагает развитие познавательных
интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной
деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий,
развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения
анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать
выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире,
формирование элементарных естественно-научных представлений.
Развитие
познавательных
действий.
Создавать
условия
для
самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов
и явлений с применением различных средств. Совершенствовать действия
экспериментального характера, направленные на выявление скрытых свойств
объектов. Развивать умение добывать информацию различными способами,
учить определять оптимальный способ получения необходимой информации в
соответствии с условиями и целями деятельности.
Продолжать развивать умение самостоятельно действовать в соответствии
с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий
собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели;
корректировать свою деятельность. Учить детей самостоятельно составлять
модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности. В
исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять
внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять
обсуждение проекта в кругу сверстников. Содействовать творческой проектной
деятельности индивидуального и группового характера, поддерживать
инициативу и самостоятельность в создании идеи и реализации проекта,
создавать условия для презентации результата.

12

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать
способность к моделированию пространственных отношений между объектами
в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую
информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и
направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу
вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь
на условные обозначения (знаки и символы).
Предметное окружение. Продолжать расширять и уточнять представления
детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта
(наземный, подземный, воздушный, космический, водный). Формировать
представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве
(компьютер, роботы, станки и т.д.); об объектах, создающих комфорт и уют в
помещении и на улице. Побуждать детей к пониманию того, что человек
изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь
более удобной и комфортной.
Социальное окружение. Расширять осведомленность детей в сферах
человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг,
сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его
семьи, детского сада и общества в целом. Продолжать расширять представления
о людях разных профессий. Дать детям представления о человеке труда:
ответственность, аккуратность, добросовестность помогают создавать разные
материальные и духовные ценности. Дать представление о том, что с одним
объектом культуры, производства, социальным объектом всегда связан целый
комплекс разнообразных профессий (в театре работают: артисты, режиссеры,
сценаристы, костюмеры, модельеры, декораторы, художники-оформители,
билетеры, гардеробщики, охранники, уборщики и пр.).
Режим занятий и объем образовательной Программы
Возрастная
группа
Старшая
группа (5-6 лет)
Подготовитель
ная к школе
группа (6-7 лет)

Сроки
освоения
Программы

Количество занятий

Всего часов
в год

в месяц

месяцев

1.09.2025 г.

1

9

9

1

9

9

29.05.2026 г.
1.09.2025 г.
29.05.2026 г.
Сроки освоения Программы

Систематическое

и

целенаправленное

обучение

по

Программе

13

«Безопасная дорога – уровень «я – пешеход» осуществляется на занятиях.
Занятия проводятся в течение учебного года. Обучение происходит 1 раз в месяц.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Продолжительность занятия: в
старшей группе 25 минут, в подготовительных к школе группах 30 минут.
Уровневость образовательной Программы
Программа имеет стартовый уровень- предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания
образовательной Программы.
Формы обучения
Обучение осуществляется на русском языке. В работе используются
формы: групповые занятия 1 раз в месяц в течении 9 месяцев.
Виды занятий
В работе используются следующие виды занятий: опросы, беседа, тесты
ситуационные задачи, игра-соревнование, интерактивный мини-спектакль,
чтение, рассказ, исследование, интерактивные игры, видео задание, видеоэкскурсии.
Формы подведения результатов
Педагогический мониторинг:
• в начале года с 1.09.2025-5.09.2025,
• конец года с 25.05.2026-29.05.2026.

1.2. Цель и задачи образовательной Программы:
Цель программы: Формирование у
учащихся устойчивых
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и умение практически
применять полученные знания и навыки в жизненных ситуациях.
Задачи программы
Образовательные:
-изучить Правила дорожного движения и другие правила безопасности в сфере
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
-познакомить с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, привить навыки
правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного
происшествия;
-овладеть методами предупреждения ДТП, навыками пропаганды ПДД.
Развивающие:
-развить навыки самоорганизации, самоконтроля;

14

-поддержать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности
детей как участников дорожного движения.
Воспитательные: формировать:
-самостоятельность в принятии правильных решений;
-убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения Правил
дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
-внимательность и
вежливость во
взаимоотношениях
участников
дорожного движения;
-профориентацию на профессии водителя, работника автотранспортного
предприятия, сотрудника ГИБДД;
-навыки здорового образа жизни.
Структура Программы
Программа предполагает 9 уроков и практические занятия к ним.
Содержание урока может включать: теоретическую часть: знакомство с
понятиями улица, дорога, тротуар, светофора, правилами перехода через улицу
(пешеходный переход), правилами поведения в автобусе, закрепление знаний о
видах транспорта и т.д; практическую часть расширение знаний о безопасном
поведении в транспорте, на роликах, о дорожных знаках, видах перекрестков,
участниках дорожного движения, безопасном движении по улице и т.д;
Контроль осуществляется в форме практических заданий для
самостоятельного выполнения и тестов по темам занятий, а также с помощью
интерактивных игр.

1.3. Содержание образовательной программы
Формы, методы и средства реализации Программы
Методическое обеспечение программы
При реализации программы применяются формы занятий, позволяющие
максимально приблизить процесс обучения к реальной жизненной ситуации и,
как уже было сказано выше, создать ситуации сотрудничества, взаимодействия
со всеми без исключения его участниками. При изучении теоретического
материала это беседы; инструктажи, ИКТ, индивидуальная самостоятельная
работа. При организации практических занятий, которые планируются
практически по каждой теме – выполнение самостоятельных практических
заданий в реальной дорожной ситуации при переходе дороги, при поездке в
общественном и личном транспорте.
Подбор дидактических материалов, учебно-наглядного пособия (карточки
с проблемными дорожными ситуациями, магнитно-маркерные доски с набором
предметов по тематике, плакаты, инструкции, схемы, фотографии и др.)
содействует развитию памяти, речи, внимания, логического мышления
обучающихся.

15

Так же для эффективного процесса обучения обучающихся в данной
программе используются следующие формы обучения: традиционные и
нетрадиционные типы занятий: видео задания, видео экскурсии.
Для реализации программы используются следующие методы
обучения:
- объяснительно - иллюстративный – сообщение информации с
использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий,
демонстрацию опытов. Обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в
памяти полученные знания.
- частично - поисковый – основным назначением метода является
постепенная подготовка обучающихся к самостоятельному решению проблемы.
- игровой – в данном случае используется в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая форма проведения занятий позволяет организовать
функциональное взаимодействие социальных ролей в комплексной системе:
транспортное средство - пешеход - дорожные знаки - среда.
Постоянный поиск новых форм и методов организации воспитательного
процесса позволяет делать работу с обучающихся более разнообразной,
эмоционально и информационно насыщенной. Немаловажными в работе с
обучающихся являются следующие методы воспитания:
• создание ситуации успеха;
• стимулирование и мотивация;
• методы коррекции и само коррекции поведения;
• воспитывающие ситуации;
• рефлексия.
Учебно- тематический план для воспитанников 5 - 6лет
№ Тема

всего

теория

практика

Формы контроля

1. Введение опрос игра «А
знаешь ли ты дорогу?».
Занятие «Наша улица»
2. «Быть примерным
пешеходом и пассажиром
разрешается»
3. «КВН по ПДД «Зеленый
огонек»
4. Игра «Поле чудес»

1

0,5

0,5

опрос, тест.

1

0,5

0,5

прохождение
интерактивной игры

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

проблемная
ситуация
решение карточек

5. «Кто лучше знает правила
дорожного движения»

1

0,5

0,5

решение карточек

16

6. Занятие тренинг по ПДД

1

0

1

решение
проблемных
ситуаций
прохождение
интерактивной игры

7. Интерактивная игра «Как
пройти от дома до детского
сада»
8. Занятие «Школа
пешеходных наук»
9. Игры на макете перекрестка

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

опрос, тест

1

0

1

решение
проблемных
ситуаций

Итого

9

3,5

5,5

Содержание учебно-тематического плана воспитанников 5-6 лет.
Тема №1. Введение: игра вопрос-ответ «А знаешь ли ты дорогу?».
Теория. Обзорная беседа и видео экскурсия по городу с изучением
элементов улиц и дорог. Знакомство с пешеходной и проезжей части дороги,
организацией движения (разметка, дорожные знаки, указатели, светофоры).
Необходимость строго соблюдения Правил дорожного движения во время
движения – залог безопасности. Выработать навыки сознательного отношения к
соблюдению правил безопасного движения. В ходе игр детей на макете
закреплять правила поведения пешехода и водителя, закреплять название
основных частей улицы.
Практика. Работа на макете «Азбука дорог» применение теоретических
знаний: пешеходная и проезжая част дороги, организацией движения (разметка,
дорожные знаки, указатели, светофоры).
Тема №2. «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается».
Теория. Учить детей адекватно реагировать на дорожные ситуации,
прогнозировать свое поведение в разных ситуациях. Обыгрывать с детьми
дорожно-транспортные ситуации. Объяснять, что соблюдение ПДД-это
сохранение своей жизни и жизней других людей.
Беседы, рассматривание иллюстраций «Безопасность на улице», «Улица
нашего города»
Практика. Ситуативный разговор «Чем опасен стоящий на проезжей
части транспорт». Чтение художественной литературы: Н. Кончаловская
«Самокат». О. Бедарев «Азбука безопасности».
Тема № 3. «КВН по ПДД «Зеленый огонек».
Теория. Закрепить представление об улице, продолжить знакомство с
дорожных знаками. В игре закрепить правила пешеходов, уделить внимание
конфликтных ситуаций.

17

Практика. Разделение детей на команды. Задавать вопросы по теории.
Ситуации на дороге. Придумать и разыграть простые сцены, связанные с
дорожными ситуациями. Каждая команда должна изобразить ситуацию и
показать, как правильно вести себя. Другие команды должны определить, какая
ситуация является конфликтной и как ее можно разрешить. Игра «Дорожный
переход», установить знаки на площадке, создать «улицу» с дорожной
разметкой. Дети по очереди «переходят» дорогу, обращая внимание на светофор,
задавать вопросы в ходе игры: «Можно ли идти сейчас?» или «Что нужно сделать
перед переходом?».
Тема № 4. Игра «Поле чудес».
Теория. Участники дорожного движения — это водители и пассажиры
транспортных средств и пешеходы. Они обязаны выполнять требования Правил
дорожного движения, сигналов светофоров, знаков, разметки, распоряжения
регулировщиков и не должны причинять вреда и создавать опасность для
движения. Закрепить знания ПДД. В игре учить воспитанников четко выражать
свои мысли.
Практика. Разделить детей на команды. Ведущий вращает колесо и
выбирает букву, и команда должна угадать слово. Если команда угадывает слово
(например, "светофор" или "пешеход"), им задаются дополнительные вопросы
по теме. Под Пример можно использовать ситуации, связанные с дорожными
знаками, например, «Какой знак лучше ставить в том или ином месте?». Каждой
команде даются карточки с изображениями дорожных знаков. Команды должны
объяснить, что означает каждый знак и как они должны действовать при их
встрече. После объяснений другие команды могут задавать вопросы или
предлагать ситуации, в которых может возникнуть необходимость в этом знаке.
Тема № 5. «Кто лучше знает правила дорожного движения?».
Теория. Вызвать у детей желание утвердиться в своих знаниях. Учить
находить выход из сложных ситуаций.
Практика. презентация «Дорожные знаки», плакаты с дорожными
знаками и вопросы: - Какой это знак? Какое у него значение? Решение задач с
помощью карточек с описанием различных ситуаций (например, «Вы находитесь
у пешеходного перехода — что делать?» или «Автомобиль приближается к
светофору — как действовать?»). Игра: «Скорый ответ». Подготовить вопросы
по правилам дорожного движения, на которые дети должны быстро ответить.
Задавайте вопросы по очереди, и кто первый поднимет руку, тот отвечает.
Обсудить, что нового узнали дети, какие ситуации были наиболее интересными
и как они могут применить эти знания в реальной жизни. Обсудить важность
постоянного изучения правил дорожного движения и их роли в безопасности.
Тема № 6. Занятие тренинг по ПДД.

18

Теория. Формировать способности регулировать процессы возбуждения и
торможения, быстро переключаться с активной деятельности на спокойную,
обычную и наоборот, развивать произвольной внимание. Анализировать
дорожно-транспортные ситуации, тренировать умение правильно вести себя в
определенных ситуациях.
Практика. Игра "Найдите ошибку" — покажите детям картинки с
изображением пути или дорожного знака с ошибками, пешеходов и водителей
которые нарушают правила и попросите их найти и исправить ошибки.
Обсудить, чему научились участники во время занятия, какие ситуации были
наиболее сложными. Посоветуйте детям продолжать изучение правил
дорожного движения и напоминайте о важности их применения в повседневной
жизни.
Тема № 7. «Как пройти от дома до детского сада?».
Теория. Знакомство детей с безопасным маршрутом — это путь, который
дети должны использовать для перемещения от дома до детского сада или
другого места. Он включает в себя безопасные пешеходные дорожки, переходы
через дорогу и другие элементы, которые помогают детям избегать опасностей и
держаться подальше от потенциальных угроз.
Практика. Объяснение маршрута. Используйте карту или схему маршрута
от дома до детского сада. Обратите внимание на ключевые точки: безопасные
пешеходные дорожки, места для перехода через дорогу (пешеходные переходы,
светофоры), опасные участки (перекрестки, места с высокой интенсивностью
движения). Построение безопасного маршрута на листе бумаги.
Тема № 8. Занятие «Школа пешеходных наук».
Теория. Закрепить знания правил перехода улицы без помощников и
правил поведения в общественном транспорте. Познакомить с понятием
двухстороннее движение. Провести беседу о пешеходном переходе, светофоре,
закрепить знания геометрических фигур (знакомых дорожных знаков).
Организовать игры на макете с двухсторонним движением. Побуждать детей
использовать знания правил поведения в общественных местах.
Практика. Разделите детей на группы: пешеходы, водители, инспекторы.
Пешеходы будут использовать макет, чтобы безопасно переходить улицы, а
водители должны соблюдать правила дорожного движения.
Включите
светофор: имитируйте смену сигналов в разных ситуациях. Пешеходы должны
дожидаться зеленого света, чтобы перейти улицу. Водители должны реагировать
на сигналы светофора и дорожные знаки, останавливаясь на пешеходном
переходе. Инспекторы будут следить за соблюдением правил и вносить
коррективы, если кто-то их нарушает. После игры проводите обсуждение: что
запомнили, что вызвало трудности, как можно решить возникающие проблемы.
Обсуждение важности соблюдения правил дорожного движения в реальной
жизни. Проведение короткого опроса: кто что запомнил, что нового узнали.

19

Тема № 9. Игры на макете перекрестка.
Теория. Что такое перекресток? Знакомство с сигналами светофора.
Знакомство с правилами перехода на регулируемом перекрёстке. Уточнить
представление детей о перекрестке и видах перекрестков,
сформировать представления об опасных поворотах транспорта, учить
ориентироваться в опасных ситуациях, отработка в игровой форме навыков
безопасного поведения на перекрестке. Воспитывать наблюдательность,
бдительность, осторожность, дисциплинированность. На макете перекрестка
дети выполняют действия пешехода, водителя, инспектора ДПС.
Практика. Детей сами выбирают себе роль: пешеходы, водители,
инспектор ДПС. Обозначаются места на макете, где будут происходить
действия. Водители будут управлять миниатюрами автомобилей. Пешеходы
должны будут дожидаться разрешения от светофора, чтобы перейти дорогу.
Инспектор ДПС будет следить за соблюдением правил и корректировать
действия пешеходов и водителей. Дети должны отрабатывать навыки: пешеходы
– переход по зеленому свету, водители – остановка на красный, инспектор –
разъяснение и помощь в сложных ситуациях. После игры обсуждается действия
каждого участника. Попросите детей рассказать, как они себя чувствовали на
разных ролях и что нового узнали. Проведение мини-опроса: что нового узнали
и что запомнили из занятия.
Учебно- тематический план для воспитанников 6-7 лет
№

Тема

всего

теория

практика

Формы контроля

1.

Развлечение по ПДД
«Каждый маленький
ребенок это должен знать с
пеленок»
Занятие «Улицы нашего
города»
Занятие «Дорога и
участники дорожного
движения, пешеходы,
водители»
«Что такое перекресток?
Знакомство с сигналами
светофора»
«Сигналы регулировщика»

1

0

1

опрос, тест.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

прохождение
интерактивной игры
решение
проблемных
ситуаций

1

0,5

0,5

решение карточек

1

0,5

0,5

Развлечение по ПДД
«Фабрика дорожных
знаков» с использованием
дорожного алфавита

1

0,5

0,5

прохождение
интерактивной игры
решение
проблемных
ситуаций

2.
3.

4.
5.
6.

20

7.

Занятие «Улица полна
неожиданностей»
8. «Я пассажир!» правила
безопасного поведения в
общественных транспорте
и при перевозке в
автомобиле
9. Викторина «Кем ты
сегодня будешь
пешеходом, водителем,
инспектором ДПС?»
Итого

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

9

4

5

прохождение
интерактивной игры
решение карточек

решение
проблемных
ситуаций

Содержание учебно-тематического плана воспитанников 6-7 лет.
Тема №1. Развлечение по ПДД «Каждый маленький ребенок это
должен знать с пеленок!»
Теория. Обзорная беседа и видео экскурсия по городу с изучением
элементов улиц и дорог. Знакомство с пешеходной и проезжей части дороги,
организацией движения (разметка, дорожные знаки, указатели, светофоры).
Необходимость строго соблюдения Правил дорожного движения во время
движения – залог безопасности.
Практика. Просмотр презентации посвященной элементам улиц и дорог.
Объясните, что такое пешеходная и проезжая часть. Разберите основные
дорожные знаки: «Стоп», «Пешеходный переход», «Светофор» и их значения.
Покажите детям разметку на дороге (зебра, стрелки, линии) и объясните, что они
обозначают. Просмотр видеоэкскурсии по городу, где наглядно
демонстрируются элементы дороги и правила поведения пешеходов и водителей.
Задавайте вопросы в процессе просмотра: "Что нужно делать на красный свет?"
или "Как правильно переходить дорогу?" и т.д. Игра с помощью карточек с
дорожными знаками и разметкой.
Тема №2. «Занятие «Улицы нашего города»
Теория. Знакомство детей с безопасным маршрутом — это путь, который
дети должны использовать для перемещения от дома до детского сада или
другого места. Он включает в себя безопасные пешеходные дорожки, переходы
через дорогу и другие элементы, которые помогают детям избегать опасностей и
держаться подальше от потенциальных угроз.
Практика. Представить детям подготовленную карту ближайших улиц и
переходов, которые ведут к детскому саду. Начните занятие с обсуждения:
спросите детей, как они добираются до детского сада. Объясните, почему
безопасный маршрут важен. Расскажите о том, что такое безопасный путь и
какие элементы его составляют. Покажите детям карту маршрута от одного из

21

домов в группе до детского сада. Укажите на безопасные пешеходные дорожки
и переходы. Объясните, как и где правильно переходить дорогу. Обсудите, как
выглядят безопасные улицы: четкая разметка, светофоры, дорожные знаки,
которые предупреждают об опасностях. Покажите изображения различных
ситуаций на дороге (пешеходный переход, светофор, машина, которая едет
близко к тротуару). Попросите детей определить, какие из этих ситуаций опасны,
а какие безопасны. Обсудите, как можно избежать опасностей: например,
держаться за руку взрослого, не бегать на улице, использовать светлую одежду
в темное время суток. Ролевая игра: «Безопасный маршрут».
Тема № 3. Занятие «Дорога и участники дорожного движения,
пешеходы, водители»
Теория. Участники дорожного движения — это водители и пассажиры
транспортных средств и пешеходы. Они обязаны выполнять требования Правил
дорожного движения, сигналов светофоров, знаков, разметки, распоряжения
регулировщиков и не должны причинять вреда и создавать опасность для
движения.
Практика. Познакомить детей с различными участниками дорожного
движения. Объяснить правила поведения для пешеходов и водителей, а также
важность соблюдения Правил дорожного движения. Покажите детям карточки с
изображениями различных участников дорожного движения (пешеходы,
автомобили, автобусы, велосипедисты и т.д.) и попросите их назвать каждого из
них. Спросите о роли каждого участника: кто такой водитель, кто такие
пассажиры, что такое пешеход. Объясните, что эти группы должны соблюдать
Правила дорожного движения для обеспечения безопасности. Обсудите
основные правила для пешеходов. Переходить дорогу только на пешеходных
переходах. Искать и использовать светофоры. Не бегать по дороге и не
отвлекаться. Попросите детей продемонстрировать правильные действия при
переходе дороги (например, остановиться, посмотреть в обе стороны, если
дорога свободна — переходить). Ролевая игра: «Участники дорожного
движения» используя карту и материалы, создайте простую дорожную
ситуацию: например, светофор, пешеходный переход. Позвольте детям
поиграть, меняясь ролями, где одни играют пешеходов, а другие — водителей.
Они должны соблюдать правила, обсужденные ранее. Стимулируйте разговор о
важности уважения к другим участникам дорожного движения и соблюдения
правил.
Тема № 4. «Что такое перекресток? Знакомство с сигналами
светофора»
Теория. Знакомство с правилами перехода на регулируемом перекрёстке.
Уточнить представление детей о перекрестке и видах перекрестков,
сформировать представления об опасных поворотах транспорта, учить
ориентироваться в опасных ситуациях, отработка в игровой форме навыков
безопасного поведения на перекрестке. Воспитывать наблюдательность,
бдительность, осторожность, дисциплинированность.

22

Практика. Обсудите с детьми что такое перекресток. Попросите
рассказать, что они знают о перекрестках, какие виды перекрестков существуют
(например, регулируемые и нерегулируемые), использовать картинки или схемы
для наглядности. Обсуждение сигналов светофора: Объясните, какие сигналы
подает светофор и что они означают. Используйте яркие изображения светофора,
чтобы дети могли запомнить цвета и их значение: красный – стоп, зеленый –
можно идти, желтый – осторожно, готовьтесь к переходу. Обсудите с детьми,
какие опасные ситуации могут возникнуть на перекрестке. Например, как вести
себя, если светофор не работает или если водитель не заметил пешехода.
Подчеркните важность внимательности и бдительности. Для отработки навыков
безопасного поведения на перекрестке можно организовать ролевую игру.
Разделите детей на группы: одни будут пешеходами, другие – водителями.
Создайте макет перекрестка с использованием дорожных знаков и светофора.
Пусть дети по очереди выполняют роли, соблюдая правила перехода.
Тема № 5. «Сигналы регулировщика»
Теория. Знакомство детей с работой регулировщика дорожного движения,
обозначение жестов, сигналов. Например, объяснить, что если регулировщик
поднял руку с жезлом вверх, то движение запрещено. Если руки вытянуты в
стороны или опущены, то пешеходам разрешено переходить проезжую часть со
стороны левого и правого бока. Если правая рука вытянута вперёд, то пешеходам
разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
Практика. Отработать на макете сигналы регулировщика. Одни дети
будут выполнять роль регулировщиков, а другие – пешеходов. Объясните детям,
как правильно выполнять жесты регулировщика и как пешеходы должны
реагировать на эти сигналы. Отработка сигналов: Пусть дети по очереди
выполняют роли. Регулировщик будет давать сигналы, а пешеходы должны
будут правильно реагировать на них. Например, когда регулировщик поднимает
руку вверх, пешеходы должны остановиться, а когда руки вытянуты в стороны –
переходить проезжую часть. Спрашивайте детей, что им было легко, а что
сложно. Обсуждайте, почему важно следовать сигналам регулировщика и как это
помогает сохранить безопасность на дороге.
Тема № 6. Развлечение по ПДД «Фабрика дорожных знаков» с
использованием дорожного алфавита
Теория. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными
знаниями в повседневной жизни. Поощрять стремление детей использовать в
ходе мероприятия полученные ранее знания.
Практика. Создание дорожных знаков. Подготовьте рабочие места, где
дети смогут создавать свои собственные дорожные знаки. Для этого понадобятся
картон, цветные маркеры, ножницы и клей. Разделите детей на группы и дайте
каждой группе задание создать определенные знаки по дорожному алфавиту.
Работа в группах: Каждая группа выбирает несколько букв из дорожного
алфавита и создает знаки, соответствующие этим буквам. Дети могут рисовать,
вырезать и украшать свои знаки, обсуждая их значения и важность. Презентация
знаков: После завершения работы каждая группа представляет свои знаки
23

остальным. Дети объясняют, что означает каждый знак и в каких ситуациях он
используется. Это поможет развить навыки публичного выступления и
уверенности. Игра «Угадай знак»: Проведите игру, в которой один ребенок
показывает знак, а остальные должны угадать, что он означает. Это поможет
закрепить знания и сделать процесс обучения более увлекательным.
Тема № 7. Занятие «Улица полна неожиданностей»
Теория. Формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения
на улицах города. Побуждать детей демонстрировать на занятии знания по ПДД
и практические навыки.
Практика. Обсуждение с детьми темы что такое улица и какие опасности
могут поджидать пешеходов. Объясните, что важно быть внимательным и
осознанным, чтобы избежать неприятных ситуаций. Напомните детям основные
правила ПДД, которые касаются пешеходов: переходить дорогу только на
зеленый сигнал светофора, использовать пешеходные переходы, обращать
внимание на знаки и разметку, не отвлекаться на гаджеты во время перехода.
Игра на макете: улицы с дорожными знаками, светофорами и пешеходными
переходами. Ролевая игра «Безопасный пешеход»: Разделите детей на группы и
дайте каждой группе задание разыграть различные ситуации на улице.
Например, переход дороги на зеленый сигнал светофора, ожидание автобуса на
остановке, обход препятствий на тротуаре. Дети должны демонстрировать
правильные действия в каждой ситуации. Игра «Светофор»: один ребенок будет
«светофором», а остальные – пешеходами. Когда «светофор» показывает
зеленый цвет, дети могут переходить, а на красный – должны остановиться. Это
поможет детям закрепить навыки реагирования на сигналы светофора.
Тема № 8. «Я пассажир!» правила безопасного поведения в
общественных транспорте и при перевозке в автомобиле.
Теория. Выяснить готовность ребенка к правильным действиям в
сложившейся ситуации на дороге, улице. Побуждать детей отвечать на вопросы
быстро и правильно.
Практика. Начните с обсуждения, что такое общественный транспорт и
какие виды существуют (автобусы, троллейбусы, метро, такси). Объясните, что
безопасное поведение пассажиров очень важно для их безопасности. Обсудите с
детьми основные правила, которые необходимо соблюдать: ждать транспорт на
остановке, не выходя за её пределы, заходить в автобус или троллейбус только
после того, как пассажиры выйдут, держаться за поручни и сиденья во время
движения, не мешать водителю и не отвлекать его.
Правила поведения в автомобиле: объясните, как правильно вести себя в
автомобиле: всегда пристегиваться ремнем безопасности, сидеть на заднем
сиденье до достижения определенного возраста (в зависимости от местных
правил), не отвлекать водителя и не мешать ему. Попросите детей привести
примеры ситуаций, когда они пользовались общественным транспортом или
ездили в автомобиле. Обсудите, как они себя вели и что можно улучшить.
Ролевая игра «Путешествие на транспорте». Отработка правил: разыграть
ситуации, связанные с поездкой на общественном транспорте и в автомобиле.
Например, как правильно заходить в автобус, как пристегиваться в машине, как
24

вести себя во время поездки. Обсуждайте, что они делают правильно, а что
можно улучшить. Игра «Вопрос-ответ»: Проведите игру, где вы задаете детям
вопросы о правилах безопасного поведения. Например: «Что нужно делать,
когда автобус подъезжает к остановке?» или «Почему важно пристегиваться
ремнем безопасности?» Поощряйте детей отвечать быстро и правильно.
Тема № 9. Викторина «Кем ты сегодня будешь пешеходом, водителем,
инспектором ДПС?»
Теория. Организовать развлечение с детьми. Уточнить и закрепить знание
ПДД детьми.
Практика. Начните с обсуждения, что такое ПДД и почему они важны для
безопасности на дороге. Объясните, что сегодня они будут участвовать в
викторине, где смогут проявить свои знания и навыки. Рассказать детям о трех
ролях, которые они будут играть: пешеход: обязанности и правила, которые
должен соблюдать пешеход, водитель: основные правила, которые должен знать
водитель, чтобы обеспечить безопасность на дороге, инспектор ДПС:
обязанности инспектора, его роль в контроле за соблюдением ПДД.
Задайте детям вопросы викторины: Какой сигнал светофора разрешает
пешеходам переходить дорогу? Какой знак запрещает движение? Что должен
сделать инспектор, если видит нарушение? Ролевая игра «Движение на дороге»
дети выбирают роли: водители – управлять «автомобилями», а инспекторы –
следить за соблюдением правил.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Предполагаемые результаты
В результате обучения по программе сформируются следующие
знания:
Личностные результаты: уметь:
• ориентироваться в основных терминах и понятиях связанные с применением
Правил дорожного движения в учебных и реальных ситуациях;
• выделять в окружающем мире знаки дорожного движения;
• Уметь на практике применять знания о безопасном движении на дороге в
роли «пешеход».
Метапредметные результаты: уметь:
• определять места для безопасного перехода улиц и дорог;
• соблюдать требования ПДД по безопасному движению в общественном
транспорте;
Предметные результаты: уметь:
• правильно оценивать дорожную ситуацию, поведение участников
дорожного движения;
• предвидеть результат возникшей ситуации и
принимать
правильное (безопасное) решение;
знать:

25

• обязанности пешеходов, пассажиров;
• назначение дорожной разметки.

II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации Программы
Календарно учебный график
Содержание

Возрастные группы
Старшая группа
Подготовительная к
(5-6 лет)
школе группа
(6-7 лет)

Кол-во возрастных групп в
каждой параллели
Начало учебного года
Окончание учебного года

1

1

01.09.2025
29.05.2026

01.09.2025
29.05.2026

38 недель

38 недель

18 недель
31.12.2025-11.01.2026

18 недель
31.12.2025-11.01.2026

20 недель
5 дней

20 недель
5 дней

50 мин/25 мин

1,5 часа
(90 мин) /30 мин

Перерывы между
образовательной деятельностью

Не менее
10 мин

Не менее
10 мин

Летний оздоровительный
период
Сроки проведения мониторинга
ДОП

01.06.2026-31.08.2026

01.06.2026-31.08.2026

Продолжительность уч. года,
всего, в том числе:
I полугодие
Новогодние каникулы
II полугодие
Продолжительность учебной
недели
Объем образовательной
нагрузки в первой половине
дня/ во второй половине дня

•в начале года с
в начале года с
1.09.2025-5.09.2025,
1.09.2025-5.09.2025,
•конец года с 25.05.2026•конец года с
29.05.2026.
25.05.2026-29.05.2026.

Материально-техническое обеспечение
№

Оборудование

Количество

26

1

Столы детские

15 штук

2

Стулья детские

30 штук

3

Магнитная доска, расположенная на уровне роста детей.

1 штука

4

Экран

1 штука

5

Проектор

1 штука

8

Фломастеры на водной основе

15 штук

9

Наборы цветных карандашей на каждого ребенка

30 штук

10

Наборы дорожных знаков

2 штук

11

Ноутбук с выходом в Интернет

1 штука

12

Набор дидактических карточек

15 наборов.

13

Карточки «Профессии»

1 набор

14

Светофор

2 штуки

15

Пособие «Коврограф»

1 штука

16

Дидактическая игра: «Ассоциации», «Назови знак» «Где по
одному
правильно перейти дорогу», «ПДД», «Азбука безопасности», набору
«Четвертый лишний», «Последовательность», «Где начало,
где конец», «Законы улиц и дорог», «Транспорт», «На
прогулке по городу» и другие.

17

Палочки Кюизенера

5 наборов

18

Блоки Дьенеша

5 наборов

19

Счетные палочки

30 наборов

20

Планшет картонный

15 штук

21

Раздаточный материал

30 наборов

22

Макет «Улицы нашего города»

1 набор

23

Игра «Правила пешеходов, водителей»

1 набор

Информационное обеспечение
Интерактивные игры:
27

•
•
•
•
•
•
•
•

https://learningapps.org/21872169
https://learningapps.org/16619757
https://learningapps.org/18715270
https://learningapps.org/29519614
Видео-уроки:
https://disk.yandex.ru/i/COr-wlzmOB2fbA
https://disk.yandex.ru/i/V98LidZIXn7BOA
https://disk.yandex.ru/i/l5sICKIefV9llQ
https://451.tvoysadik.ru/?section_id=134
Кадровое обеспечение

Занятия по программе дополнительного образования «Безопасная дорога
уровень «я - пешеход» проводит педагог дополнительного образования:
Дерябина Елена Юрьевна, воспитатель ВКК.
Методические материалы
-набор нормативно-правовых документов;
-наличие утвержденной программы;
-методические разработки по темам программы;
-подборка информационной и справочной литературы;
-подбор дидактических игр;
-диагностический инструментарий;
-видео-уроки по курсу ПДД.

2.2. Формы контроля и оценочные материалы для детей старшего
дошкольного возраста
Критерии оценки результативности Программы
Критериями выполнения программы является стабильный интерес
обучающихся к изучению, выполнению и пропаганде ПДД. Массовость и
активность участия детей в мероприятиях по данной направленности.
Проявление самостоятельности в творческой деятельности.
Виды контроля и самоконтроля:
• предварительный – выявляет исходный уровень подготовки
обучающихся по определенному направлению;
• текущий – выявляет степень усвоения материала, уровень подготовки к
занятиям, заинтересованности;
• тематический – осуществляется периодически, по мере прохождения
новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучающихся;
• итоговый – выявляет степень достижения целей и задач программы
каждым обучающимся.

28

Система отслеживания и оценивания результатов
Оценка результативности (полнота и качество) реализации программы
осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей мониторинга,
включающих в себя:
• развитие умений и навыков у учащихся безопасного поведения на улицах
и дорогах;
• количественные включенности обучающихся в данной возрастной
категории в мероприятия профилактики ДТП;
• Определение правильной позиции в проблемных ситуациях.

3. Список используемой литературы
Для педагогов и родителей
1. Безопасное колесо [Электронный носитель]: Всероссийский конкурсфестиваль юных инспекторов движения- Ярославль, 2007
2. Бубнов, В. Г. Атлас добровольного спасателя: первая помощь на месте
происшествия/ В. Г. Бубнов-2 изд., испр. И доп.- М.: АСТ:Астрель, 2007.79 с.
3. Бубнов, В. Г. Основы медицинских знаний: учеб. Пособие/ В. Г. Бубнов- 2
изд. Испр. И доп.- М.: АСТ: Астрель, 2007- 252с.\
4. Добрая дорога детства: Всероссийская газета для детей, педагогов,
родителей- М.: ООО «Стоп-газета-безопасность на дорогах», 2020-2021
5. «Не игра!» [Электронный носитель]: игра для пешеходов- М.: АБТ; Спб.:
Росполитехсофт, 2008
6. Петрова К.В. «Обучение детей ПДД 3-7 лет» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2020. 96 с.
7. Правила дорожного движения. Теория и практика поведения на дороге
[Электронный носитель]: тесты- М.: АБТ; Спб.: Росполитехсофт, 2008.
8. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у дошкольников //
Дошкольное воспитание. 2014. № 1. С. 18—25.
9. Тимофеева Л. Л. Проблемный подход в основе построения занятий со
старшими дошкольниками // Дошкольная педагогика. 2013. № 9 (94). С. 1217.
10.Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Планирование
образовательной деятельности в старшей группе: методическое пособие.
— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 192 с.
11.Тимофеева Л. Л., Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Формирование культуры
безопасности.
Планирование
образовательной
деятельности
в
подготовительной к школе группе: методическое пособие / Под общ. Ред.
Л. Л. Тимофеевой. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 192 с
12.Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей
дошкольного возраста: учебное пособие. — М.: Педагогическое общество
России, 2005.

29

Для обучающихся
Произведения художественной литературы по формированию основ по
ПДД.
• Ардов В. «Огнехвостик»;
• Бедарев О. «Если бы …»;
• Берестов В. «Про машины»;
• Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
• Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
• Гангов А. «Кто храбрей?»;
• Дорохов А, «Пассажир»;
• Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
• Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
• Кожевников В. «Светофор»;
• Кончаловская Н. «Самокат»;
• Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»;
• Лешкевич И. «Гололёд»;
• Маршак С. «Светофор»;
• Мигунова Н.А. «Светофор»;
• Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица», «Скверная
история»;
• Носов Н. «Автомобиль»;
• Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
• Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»;
• Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…», «Пешеходный
светофор», «Посмотрите, постовой», «Машина моя», «Азбука города»,
«Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все
девчонки…», «Посмотрите, постовой».;
• Пляцковский И. «Светофор»;
• Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»;
• Северный А. «Светофор»;
• Серяков И. «Законы улиц и дорог»;
• Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
• Шорыгина Т. «Волшебный мяч»; «Марта и Чичи идут в парк»;
• Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
• Яковлев С. «Читает книжку глупый слон…».

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».