Учебно-тематический план дополнительной программы Безопасная дорога 5-7 лет на 2025-2026 учебный год

Департамент образования города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 451

620144, г. Екатеринбург, ул. Отто Шмидта, д.121, пер. Кыштымский, д.16,
тел.: 8(343) 257-14-43, 8(343) 257-17-26, сайт: 451.tvoysadik.ru, e-mail: mdou451@eduekb.ru

Учебно-тематический план
по «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей дошкольного возраста социально-гуманитарной
направленности «Безопасная дорога-уровень «я пешеход»» для
воспитанников 5-7 лет
Учебно- тематический план для воспитанников 5 - 6лет
№

Тема

всего

1.

3.

Введение опрос игра «А знаешь
ли ты дорогу?». Занятие «Наша
улица»
«Быть примерным пешеходом и
пассажиром разрешается»
«КВН по ПДД «Зеленый огонек»

4.
5.

2.

6.
7.
8.
9.

прак
тика
0,5

Формы контроля

1

теори
я
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

прохождение
интерактивной игры
проблемная ситуация

Игра «Поле чудес»

1

0,5

0,5

решение карточек

«Кто лучше знает правила
дорожного движения»
Занятие тренинг по ПДД

1

0,5

0,5

решение карточек

1

0

1

Интерактивная игра «Как пройти
от дома до детского сада»
Занятие «Школа пешеходных
наук»
Игры на макете перекрестка

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

решение
проблемных
ситуаций
прохождение
интерактивной игры
опрос, тест

1

0

1

9

3,5

5,5

Итого

опрос, тест.

решение
ситуаций

проблемных

Содержание учебно-тематического плана воспитанников 5-6 лет.
Тема №1. Введение: игра вопрос-ответ «А знаешь ли ты дорогу?».
Теория. Обзорная беседа и видео экскурсия по городу с изучением элементов улиц
и дорог. Знакомство с пешеходной и проезжей части дороги, организацией движения
(разметка, дорожные знаки, указатели, светофоры). Необходимость строго соблюдения
Правил дорожного движения во время движения – залог безопасности. Выработать

навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения. В ходе
игр детей на макете закреплять правила поведения пешехода и водителя, закреплять
название основных частей улицы.
Практика. Работа на макете «Азбука дорог» применение теоретических знаний:
пешеходная и проезжая част дороги, организацией движения (разметка, дорожные
знаки, указатели, светофоры).
Тема №2. «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается».
Теория. Учить детей адекватно реагировать на дорожные ситуации,
прогнозировать свое поведение в разных ситуациях. Обыгрывать с детьми дорожнотранспортные ситуации. Объяснять, что соблюдение ПДД-это сохранение своей жизни
и жизней других людей.
Беседы, рассматривание иллюстраций «Безопасность на улице», «Улица нашего
города»
Практика. Ситуативный разговор «Чем опасен стоящий на проезжей части
транспорт». Чтение художественной литературы: Н. Кончаловская «Самокат». О.
Бедарев «Азбука безопасности».
Тема № 3. «КВН по ПДД «Зеленый огонек».
Теория. Закрепить представление об улице, продолжить знакомство с дорожных
знаками. В игре закрепить правила пешеходов, уделить внимание конфликтных
ситуаций.
Практика. Разделение детей на команды. Задавать вопросы по теории. Ситуации
на дороге. Придумать и разыграть простые сцены, связанные с дорожными ситуациями.
Каждая команда должна изобразить ситуацию и показать, как правильно вести себя.
Другие команды должны определить, какая ситуация является конфликтной и как ее
можно разрешить. Игра «Дорожный переход», установить знаки на площадке, создать
«улицу» с дорожной разметкой. Дети по очереди «переходят» дорогу, обращая
внимание на светофор, задавать вопросы в ходе игры: «Можно ли идти сейчас?» или
«Что нужно сделать перед переходом?».
Тема № 4. Игра «Поле чудес».
Теория. Участники дорожного движения — это водители и пассажиры
транспортных средств и пешеходы. Они обязаны выполнять требования Правил
дорожного движения, сигналов светофоров, знаков, разметки, распоряжения
регулировщиков и не должны причинять вреда и создавать опасность для движения.
Закрепить знания ПДД. В игре учить воспитанников четко выражать свои мысли.
Практика. Разделить детей на команды. Ведущий вращает колесо и выбирает
букву, и команда должна угадать слово. Если команда угадывает слово (например,
"светофор" или "пешеход"), им задаются дополнительные вопросы по теме. Под Пример
можно использовать ситуации, связанные с дорожными знаками, например, «Какой знак
лучше ставить в том или ином месте?». Каждой команде даются карточки с
изображениями дорожных знаков. Команды должны объяснить, что означает каждый

знак и как они должны действовать при их встрече. После объяснений другие команды
могут задавать вопросы или предлагать ситуации, в которых может возникнуть
необходимость в этом знаке.
Тема № 5. «Кто лучше знает правила дорожного движения?».
Теория. Вызвать у детей желание утвердиться в своих знаниях. Учить находить
выход из сложных ситуаций.
Практика. презентация «Дорожные знаки», плакаты с дорожными знаками и
вопросы: - Какой это знак? Какое у него значение? Решение задач с помощью карточек
с описанием различных ситуаций (например, «Вы находитесь у пешеходного перехода
— что делать?» или «Автомобиль приближается к светофору — как действовать?»).
Игра: «Скорый ответ». Подготовить вопросы по правилам дорожного движения, на
которые дети должны быстро ответить. Задавайте вопросы по очереди, и кто первый
поднимет руку, тот отвечает. Обсудить, что нового узнали дети, какие ситуации были
наиболее интересными и как они могут применить эти знания в реальной жизни.
Обсудить важность постоянного изучения правил дорожного движения и их роли в
безопасности.
Тема № 6. Занятие тренинг по ПДД.
Теория. Формировать способности регулировать процессы возбуждения и
торможения, быстро переключаться с активной деятельности на спокойную, обычную
и наоборот, развивать произвольной внимание. Анализировать дорожно-транспортные
ситуации, тренировать умение правильно вести себя в определенных ситуациях.
Практика. Игра "Найдите ошибку" — покажите детям картинки с изображением
пути или дорожного знака с ошибками, пешеходов и водителей которые нарушают
правила и попросите их найти и исправить ошибки. Обсудить, чему научились
участники во время занятия, какие ситуации были наиболее сложными. Посоветуйте
детям продолжать изучение правил дорожного движения и напоминайте о важности их
применения в повседневной жизни.
Тема № 7. «Как пройти от дома до детского сада?».
Теория. Знакомство детей с безопасным маршрутом — это путь, который дети
должны использовать для перемещения от дома до детского сада или другого места. Он
включает в себя безопасные пешеходные дорожки, переходы через дорогу и другие
элементы, которые помогают детям избегать опасностей и держаться подальше от
потенциальных угроз.
Практика. Объяснение маршрута. Используйте карту или схему маршрута от
дома до детского сада. Обратите внимание на ключевые точки: безопасные пешеходные
дорожки, места для перехода через дорогу (пешеходные переходы, светофоры), опасные
участки (перекрестки, места с высокой интенсивностью движения). Построение
безопасного маршрута на листе бумаги.
Тема № 8. Занятие «Школа пешеходных наук».

Теория. Закрепить знания правил перехода улицы без помощников и правил
поведения в общественном транспорте. Познакомить с понятием двухстороннее
движение. Провести беседу о пешеходном переходе, светофоре, закрепить знания
геометрических фигур (знакомых дорожных знаков). Организовать игры на макете с
двухсторонним движением. Побуждать детей использовать знания правил поведения в
общественных местах.
Практика. Разделите детей на группы: пешеходы, водители, инспекторы.
Пешеходы будут использовать макет, чтобы безопасно переходить улицы, а водители
должны соблюдать правила дорожного движения. Включите светофор: имитируйте
смену сигналов в разных ситуациях. Пешеходы должны дожидаться зеленого света,
чтобы перейти улицу. Водители должны реагировать на сигналы светофора и дорожные
знаки, останавливаясь на пешеходном переходе. Инспекторы будут следить за
соблюдением правил и вносить коррективы, если кто-то их нарушает. После игры
проводите обсуждение: что запомнили, что вызвало трудности, как можно решить
возникающие проблемы.
Обсуждение важности соблюдения правил дорожного движения в реальной жизни.
Проведение короткого опроса: кто что запомнил, что нового узнали.
Тема № 9. Игры на макете перекрестка.
Теория. Что такое перекресток? Знакомство с сигналами светофора.
Знакомство с правилами перехода на регулируемом перекрёстке. Уточнить
представление детей о перекрестке и видах перекрестков,
сформировать представления об опасных поворотах транспорта, учить ориентироваться
в опасных ситуациях, отработка в игровой форме навыков безопасного поведения на
перекрестке.
Воспитывать
наблюдательность,
бдительность,
осторожность,
дисциплинированность. На макете перекрестка дети выполняют действия пешехода,
водителя, инспектора ДПС.
Практика. Детей сами выбирают себе роль: пешеходы, водители, инспектор
ДПС. Обозначаются места на макете, где будут происходить действия. Водители будут
управлять миниатюрами автомобилей. Пешеходы должны будут дожидаться
разрешения от светофора, чтобы перейти дорогу. Инспектор ДПС будет следить за
соблюдением правил и корректировать действия пешеходов и водителей. Дети должны
отрабатывать навыки: пешеходы – переход по зеленому свету, водители – остановка на
красный, инспектор – разъяснение и помощь в сложных ситуациях. После игры
обсуждается действия каждого участника. Попросите детей рассказать, как они себя
чувствовали на разных ролях и что нового узнали. Проведение мини-опроса: что нового
узнали и что запомнили из занятия.
Учебно- тематический план для воспитанников 6-7 лет
№

Тема

всего

теория

практика

Формы контроля

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.

Развлечение по ПДД «Каждый
маленький ребенок это должен
знать с пеленок»
Занятие «Улицы нашего города»

1

0

1

опрос, тест.

1

0,5

0,5

Занятие «Дорога и участники
дорожного движения, пешеходы,
водители»
«Что такое перекресток?
Знакомство с сигналами
светофора»
«Сигналы регулировщика»

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

прохождение
интерактивной
игры
решение
проблемных
ситуаций
решение
карточек

1

0,5

0,5

Развлечение по ПДД «Фабрика
дорожных знаков» с
использованием дорожного
алфавита
Занятие «Улица полна
неожиданностей»

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

9

4

5

«Я пассажир!» правила
безопасного поведения в
общественных транспорте и при
перевозке в автомобиле
9. Викторина «Кем ты сегодня
будешь пешеходом, водителем,
инспектором ДПС?»
Итого

прохождение
интерактивной
игры
решение
проблемных
ситуаций
прохождение
интерактивной
игры
решение
карточек
решение
проблемных
ситуаций

Содержание учебно-тематического плана воспитанников 6-7 лет.
Тема №1. Развлечение по ПДД «Каждый маленький ребенок это должен знать
с пеленок!»
Теория. Обзорная беседа и видео экскурсия по городу с изучением элементов
улиц и дорог. Знакомство с пешеходной и проезжей части дороги, организацией
движения (разметка, дорожные знаки, указатели, светофоры). Необходимость строго
соблюдения Правил дорожного движения во время движения – залог безопасности.
Практика. Просмотр презентации посвященной элементам улиц и дорог.
Объясните, что такое пешеходная и проезжая часть. Разберите основные дорожные
знаки: «Стоп», «Пешеходный переход», «Светофор» и их значения.

Покажите детям разметку на дороге (зебра, стрелки, линии) и объясните, что они
обозначают. Просмотр видеоэкскурсии по городу, где наглядно демонстрируются
элементы дороги и правила поведения пешеходов и водителей.
Задавайте вопросы в процессе просмотра: "Что нужно делать на красный свет?" или "Как
правильно переходить дорогу?" и т.д. Игра с помощью карточек с дорожными знаками и
разметкой.
Тема №2. «Занятие «Улицы нашего города»
Теория. Знакомство детей с безопасным маршрутом — это путь, который дети
должны использовать для перемещения от дома до детского сада или другого места. Он
включает в себя безопасные пешеходные дорожки, переходы через дорогу и другие
элементы, которые помогают детям избегать опасностей и держаться подальше от
потенциальных угроз.
Практика. Представить детям подготовленную карту ближайших улиц и
переходов, которые ведут к детскому саду. Начните занятие с обсуждения: спросите
детей, как они добираются до детского сада. Объясните, почему безопасный маршрут
важен. Расскажите о том, что такое безопасный путь и какие элементы его составляют.
Покажите детям карту маршрута от одного из домов в группе до детского сада. Укажите
на безопасные пешеходные дорожки и переходы. Объясните, как и где правильно
переходить дорогу. Обсудите, как выглядят безопасные улицы: четкая разметка,
светофоры, дорожные знаки, которые предупреждают об опасностях. Покажите
изображения различных ситуаций на дороге (пешеходный переход, светофор, машина,
которая едет близко к тротуару). Попросите детей определить, какие из этих ситуаций
опасны, а какие безопасны. Обсудите, как можно избежать опасностей: например,
держаться за руку взрослого, не бегать на улице, использовать светлую одежду в темное
время суток. Ролевая игра: «Безопасный маршрут».
Тема № 3. Занятие «Дорога и участники дорожного движения, пешеходы,
водители»
Теория. Участники дорожного движения — это водители и пассажиры
транспортных средств и пешеходы. Они обязаны выполнять требования Правил
дорожного движения, сигналов светофоров, знаков, разметки, распоряжения
регулировщиков и не должны причинять вреда и создавать опасность для движения.
Практика. Познакомить детей с различными участниками дорожного движения.
Объяснить правила поведения для пешеходов и водителей, а также важность соблюдения
Правил дорожного движения. Покажите детям карточки с изображениями различных
участников дорожного движения (пешеходы, автомобили, автобусы, велосипедисты и
т.д.) и попросите их назвать каждого из них. Спросите о роли каждого участника: кто
такой водитель, кто такие пассажиры, что такое пешеход. Объясните, что эти группы
должны соблюдать Правила дорожного движения для обеспечения безопасности.
Обсудите основные правила для пешеходов. Переходить дорогу только на пешеходных
переходах. Искать и использовать светофоры. Не бегать по дороге и не отвлекаться.
Попросите детей продемонстрировать правильные действия при переходе дороги
(например, остановиться, посмотреть в обе стороны, если дорога свободна —
переходить). Ролевая игра: «Участники дорожного движения» используя карту и

материалы, создайте простую дорожную ситуацию: например, светофор, пешеходный
переход. Позвольте детям поиграть, меняясь ролями, где одни играют пешеходов, а
другие — водителей. Они должны соблюдать правила, обсужденные ранее.
Стимулируйте разговор о важности уважения к другим участникам дорожного движения
и соблюдения правил.
Тема № 4. «Что такое перекресток? Знакомство с сигналами светофора»
Теория. Знакомство с правилами перехода на регулируемом перекрёстке.
Уточнить представление детей о перекрестке и видах перекрестков,
сформировать представления об опасных поворотах транспорта, учить ориентироваться
в опасных ситуациях, отработка в игровой форме навыков безопасного поведения на
перекрестке.
Воспитывать
наблюдательность,
бдительность,
осторожность,
дисциплинированность.
Практика. Обсудите с детьми что такое перекресток. Попросите рассказать, что
они знают о перекрестках, какие виды перекрестков существуют (например,
регулируемые и нерегулируемые), использовать картинки или схемы для наглядности.
Обсуждение сигналов светофора: Объясните, какие сигналы подает светофор и что они
означают. Используйте яркие изображения светофора, чтобы дети могли запомнить цвета
и их значение: красный – стоп, зеленый – можно идти, желтый – осторожно, готовьтесь
к переходу. Обсудите с детьми, какие опасные ситуации могут возникнуть на
перекрестке. Например, как вести себя, если светофор не работает или если водитель не
заметил пешехода. Подчеркните важность внимательности и бдительности. Для
отработки навыков безопасного поведения на перекрестке можно организовать ролевую
игру. Разделите детей на группы: одни будут пешеходами, другие – водителями.
Создайте макет перекрестка с использованием дорожных знаков и светофора. Пусть дети
по очереди выполняют роли, соблюдая правила перехода.
Тема № 5. «Сигналы регулировщика»
Теория. Знакомство детей с работой регулировщика дорожного движения,
обозначение жестов, сигналов. Например, объяснить, что если регулировщик поднял
руку с жезлом вверх, то движение запрещено. Если руки вытянуты в стороны или
опущены, то пешеходам разрешено переходить проезжую часть со стороны левого и
правого бока. Если правая рука вытянута вперёд, то пешеходам разрешено переходить
проезжую часть за спиной регулировщика.
Практика. Отработать на макете сигналы регулировщика. Одни дети будут
выполнять роль регулировщиков, а другие – пешеходов. Объясните детям, как правильно
выполнять жесты регулировщика и как пешеходы должны реагировать на эти сигналы.
Отработка сигналов: Пусть дети по очереди выполняют роли. Регулировщик будет давать
сигналы, а пешеходы должны будут правильно реагировать на них. Например, когда
регулировщик поднимает руку вверх, пешеходы должны остановиться, а когда руки
вытянуты в стороны – переходить проезжую часть. Спрашивайте детей, что им было
легко, а что сложно. Обсуждайте, почему важно следовать сигналам регулировщика и
как это помогает сохранить безопасность на дороге.

Тема № 6. Развлечение по ПДД «Фабрика дорожных знаков» с
использованием дорожного алфавита
Теория. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными
знаниями в повседневной жизни. Поощрять стремление детей использовать в ходе
мероприятия полученные ранее знания.
Практика. Создание дорожных знаков. Подготовьте рабочие места, где дети
смогут создавать свои собственные дорожные знаки. Для этого понадобятся картон,
цветные маркеры, ножницы и клей. Разделите детей на группы и дайте каждой группе
задание создать определенные знаки по дорожному алфавиту. Работа в группах: Каждая
группа выбирает несколько букв из дорожного алфавита и создает знаки,
соответствующие этим буквам. Дети могут рисовать, вырезать и украшать свои знаки,
обсуждая их значения и важность. Презентация знаков: После завершения работы каждая
группа представляет свои знаки остальным. Дети объясняют, что означает каждый знак
и в каких ситуациях он используется. Это поможет развить навыки публичного
выступления и уверенности. Игра «Угадай знак»: Проведите игру, в которой один
ребенок показывает знак, а остальные должны угадать, что он означает. Это поможет
закрепить знания и сделать процесс обучения более увлекательным.
Тема № 7. Занятие «Улица полна неожиданностей»
Теория. Формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения
на улицах города. Побуждать детей демонстрировать на занятии знания по ПДД и
практические навыки.
Практика. Обсуждение с детьми темы что такое улица и какие опасности могут
поджидать пешеходов. Объясните, что важно быть внимательным и осознанным, чтобы
избежать неприятных ситуаций. Напомните детям основные правила ПДД, которые
касаются пешеходов: переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора,
использовать пешеходные переходы, обращать внимание на знаки и разметку, не
отвлекаться на гаджеты во время перехода. Игра на макете: улицы с дорожными знаками,
светофорами и пешеходными переходами. Ролевая игра «Безопасный пешеход»:
Разделите детей на группы и дайте каждой группе задание разыграть различные ситуации
на улице. Например, переход дороги на зеленый сигнал светофора, ожидание автобуса на
остановке, обход препятствий на тротуаре. Дети должны демонстрировать правильные
действия в каждой ситуации. Игра «Светофор»: один ребенок будет «светофором», а
остальные – пешеходами. Когда «светофор» показывает зеленый цвет, дети могут
переходить, а на красный – должны остановиться. Это поможет детям закрепить навыки
реагирования на сигналы светофора.
Тема № 8. «Я пассажир!» правила безопасного поведения в общественных
транспорте и при перевозке в автомобиле.
Теория. Выяснить готовность ребенка к правильным действиям в сложившейся
ситуации на дороге, улице. Побуждать детей отвечать на вопросы быстро и правильно.
Практика. Начните с обсуждения, что такое общественный транспорт и какие
виды существуют (автобусы, троллейбусы, метро, такси). Объясните, что безопасное
поведение пассажиров очень важно для их безопасности. Обсудите с детьми основные
правила, которые необходимо соблюдать: ждать транспорт на остановке, не выходя за её
пределы, заходить в автобус или троллейбус только после того, как пассажиры выйдут,

держаться за поручни и сиденья во время движения, не мешать водителю и не отвлекать
его.
Правила поведения в автомобиле: объясните, как правильно вести себя в
автомобиле: всегда пристегиваться ремнем безопасности, сидеть на заднем сиденье до
достижения определенного возраста (в зависимости от местных правил), не отвлекать
водителя и не мешать ему. Попросите детей привести примеры ситуаций, когда они
пользовались общественным транспортом или ездили в автомобиле. Обсудите, как они
себя вели и что можно улучшить. Ролевая игра «Путешествие на транспорте». Отработка
правил: разыграть ситуации, связанные с поездкой на общественном транспорте и в
автомобиле. Например, как правильно заходить в автобус, как пристегиваться в машине,
как вести себя во время поездки. Обсуждайте, что они делают правильно, а что можно
улучшить. Игра «Вопрос-ответ»: Проведите игру, где вы задаете детям вопросы о
правилах безопасного поведения. Например: «Что нужно делать, когда автобус
подъезжает к остановке?» или «Почему важно пристегиваться ремнем безопасности?»
Поощряйте детей отвечать быстро и правильно.
Тема № 9. Викторина «Кем ты сегодня будешь пешеходом, водителем,
инспектором ДПС?»
Теория. Организовать развлечение с детьми. Уточнить и закрепить знание ПДД
детьми.
Практика. Начать с обсуждения, что такое ПДД и почему они важны для
безопасности на дороге. Объяснить, что сегодня они будут участвовать в викторине, где
смогут проявить свои знания и навыки. Рассказать детям о трех ролях, которые они будут
играть: пешеход: обязанности и правила, которые должен соблюдать пешеход, водитель:
основные правила, которые должен знать водитель, чтобы обеспечить безопасность на
дороге, инспектор ДПС: обязанности инспектора, его роль в контроле за соблюдением
ПДД.
Задайте детям вопросы викторины: Какой сигнал светофора разрешает пешеходам
переходить дорогу? Какой знак запрещает движение? Что должен сделать инспектор,
если видит нарушение? Ролевая игра «Движение на дороге» дети выбирают роли:
водители – управлять «автомобилями», а инспекторы – следить за соблюдением правил.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».