Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 451
620144, г. Екатеринбург, ул. Отто Шмидта, д.121, тел.: 8(343) 257-14-43
Сайт: 451.tvoysadik.ru, e-mail: mdou451@eduekb.ru
«СОГЛАСОВАНО»:
с Педагогическим советом
МБДОУ – детский сад № 451
Протокол № 2 от 30.08.2024 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ – детский сад № 451
__________________ Е. В. Таланова
Приказ № 21а - ОД от 30.08.2024 года
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательной деятельности по реализации
Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ – детский сад № 451
в группах общеразвивающей направленности
Екатеринбург, 2024 г.
1. Пояснительная записка
1.1 Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения- детский сад № 451 (далее - ДОУ) разработан в
соответствии со следующими документами:
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lm92yrbjhf267880132;
•
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075?ysclid=lm9309vvnc596697924;
•
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209240008?ysclid=lm931aggrm689004157;
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года» https://docs.cntd.ru/document/420277810?ysclid=lm932c86zm856898416;
•
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от
17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный №
72264) https://docs.cntd.ru/document/499057887?ysclid=lm933iy1g237690236 ;
•
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября
2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lm934i5mdp69456718;
•
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года №
373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021?ysclid=lm935bz7vg228681928;
•
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122?ysclid=lm9367myuj524887333 ;
•
Постановление от 28 января 2021 г. N 2 Санитарные правила 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" https://fsvps.gov.ru/sites/default/files/npafiles/2021/01/28/sanpin1.2.3685-21.pdf;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.06.2024 № 7 "О мероприятиях по
профилактике гриппа, острых респираторных вирусных инфекций и новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в
эпидемическом сезоне 2024-2025 годов"
•
Устав МБДОУ-детский сад № 451;
• Программа развития МБДОУ-детский сад № 451;
Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана:
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
•
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
•
принцип научной обоснованности и практической применимости;
•
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
•
принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
•
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не
только в рамках образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
•
построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы с детьми.
Учебный план разработан с учётом:
- возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ.
Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений;
количественные характеристики с учетом СП 2.4.3648-20).
Учебный план – документ, который определяет перечень образовательных областей (с учетом принципа интеграции содержания),
образовательную нагрузку на ребенка (с учетом возраста) в организованных формах обучения (образовательных предложений для всей группы
детей) в детских видах деятельности – образовательной деятельности, их последовательность и распределение по частоте, длительности
организации (количество условных часов (периодов), их длительность) каждого из пяти модулей образовательной деятельности,
обеспечивающих освоение ОП ДО.
При необходимости, может быть реализован индивидуальный учебный план, на основе индивидуализации содержания ОП ДО или
Адаптированной образовательной программы (АОП) с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка.
Учебный план представляет документ, учитывающий специфику дошкольного образования, отсутствие предметного характера содержания
образования на данном уровне образования. Учебный план обеспечивает целостность образовательного процесса, представляет собой
планирование образовательной деятельности не только в формах занятий, но и образовательной деятельности в режимных моментах в течение
дня с распределением времени, длительности на основе действующего СП 2.4.3648-20. Учитывается, что ОП ДО обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей.
Учебный план ДОУ является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного
времени, отводимого на проведение образовательной деятельности (далее - ОД), при этом данное распределение не является жестко
регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Учебный год (образовательный период) начинается с 2 сентября и заканчивается 30 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной
рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников.
В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных
отношений. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Выполнение обязательной части образовательной программы дошкольного образования в группе детей раннего возраста составляет не менее 80
% от общего нормативного времени, отводимого на образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками
образовательных отношений не превышает 20%. Выполнение обязательной части ОП ДО в группах для детей дошкольного возраста
общеразвивающей направленности составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательной
программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 40%.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования; отражает
специфику детского сада; позволяет более полно осуществить социальный заказ на реализацию образовательных программ, учитывать
специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В соответствии с образовательной программой дошкольного образования в обязательной части учебного плана определено время на
образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности.
Каждой образовательной области соответствует определенный вид образовательной деятельности:
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» отражено в учебном плане.
Занятия как «условные часы» используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в
части формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности в
соответствии с ФГОС ДО наиболее характерные для каждого возраста детей.
Количество и продолжительность ОД устанавливаются в соответствии СП 2.4.3648-20, учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников групп:
Продолжительность образовательной деятельности:
•
для детей от 1 до 3 лет – не более 10 минут,
•
для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
•
для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
• для детей от 6 до 7 (8) лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в группе раннего возраста не превышает 10 минут;
- в младшей группе не превышает 30 минут;
- в средней группе не превышает 40 минут;
- в подготовительной группе не превышает 1,5 часа.
В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические паузы. Перерывы
между периодами ОД – не менее 10 минут, перерыв во время занятий для гимнастики 2 минуты. Образовательную деятельность, требующую
повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. В образовательном процессе
используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Количество и продолжительность образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с перечнем образовательных областей
ФГОС ДО, ФОП ДО, объема времени, отводимого на проведение образовательной деятельности с детьми (СП 2.4.3648-20), при этом данное
распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность интеграции, гибкости.
Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их
проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным
условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях образовательная деятельность по физическому развитию
организуется на открытом воздухе.
Для достижения достаточного объема двигательной активности воспитанников используются все организованные формы занятий
физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений. Работа по физическому развитию проводится с
учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинского работника.
Образовательная деятельность
Образовательная деятельность для детей раннего возраста основана на организации таких видов деятельности как:
•
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
•
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками
под руководством взрослого,
•
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
•
восприятие смысла музыки,
•
восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок,
• двигательная активность.
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста основана на организации таких видов деятельности как:
•
игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности
она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей группе
игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном
процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия,
игровые проблемные ситуации, игры- инсценировки, игры-этюды и пр.
•
коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех
компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем
дошкольном возрасте).
•
восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и
познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и
общения по поводу прочитанного.
•
музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в
специально оборудованном помещении.
•
двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической активности.
•
познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы,
предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей,
городом), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и
математическое развитие детей.
•
изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация)
деятельности и конструирования.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие
проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие детей применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для
самостоятельного решения возникающей задачи.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени и в вечернее время, включает:
- наблюдения - в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
- создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в
детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам;
- трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);
- беседы и разговоры с детьми по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
- индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
- двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой
половине дня;
- работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья и др.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
- подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание
отношения к ней;
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
- элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
- свободное общение воспитателя с детьми.
На 02.09.2024 года в МБДОУ- детский сад № 451 функционирует 6 групп общеразвивающей направленности:
Группа раннего возраста (с 1 до 3 лет) – 3
Младшая группа (с 3 до 4 лет) – 1
Средняя группа (с 4 до 5 лет) – 1
Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет) – 1
Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами.
Программно – целевые основания (ОП ДО)
Учебный план разработан с учетом ФОП ДО:
− возрастных и индивидуальных особенностей детей;
− выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ.
Для реализации ОП ДО части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом запросов родителей и особенностей развития
и интересов детей дошкольного возраста предусмотрено:
−
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст, авторы: О. А. Трофимова, О. В. Толстикова,
Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное
автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития
образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.
−
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: младенческий, ранний возраст, авторы: О. А. Трофимова, О. В.
Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области,
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 451
Образовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности на 2024-2025 учебный год
Образовательная область
Познавательное развитие
Речевое развитие
Базовой вид деятельности
Возрастная группа/ длительность занятий
Подготовительная к
Средняя
Младшая
Группа
школе группа
группа
группа
раннего
30 минут
20 минут
15 минут
возраста
10 минут
Формирование целостной картины мира
1
1
0,5
0,5
Развитие математических представлений
1
1
1
1
Экспериментирование и моделирование с предметами
-
-
0,5
0,5
Всего
2
2
2
1
Развитие речи
1
1
1
0,5
Чтение художественной литературы
1
-
-
0,5
Подготовка к обучению грамоте
1
-
-
-
Всего
3
1
1
1
Музыкальная деятельность
2
2
2
2
Рисование
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
-
-
-
-
Художественное-эстетическое Лепка
развитие
Аппликация
1
Конструирование из разного материала
Физическое развитие
Всего
Физическая культура
4
3
4
3
4
3
4
3
Всего
3
3
3
3
СоциальноСоциально-коммуникативное развитие
коммуникативное развитие
Всего
Общее количество занятий/ нагрузки в неделю
1
1
13 занятий/
390 минут
Проводиться в совместной деятельности
педагога с детьми, а так же, как часть
занятий по другим образовательным
областям
10 занятий/ 10 занятий/ 10 занятий/
200 минут
150 минут
100 минут
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
восприятие художественной литературы и
фольклора.
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
конструирование
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
игровая деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
коммуникативная деятельность (общение при
проведение режимных моментов)
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
самообслуживание и элементарный бытовой труд
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
игровая деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
самостоятельная деятельность детей в центрах
(уголках) развития (интеграция всех видов
деятельности)
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
познавательно-исследовательская деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
утренняя гимнастика
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
комплексы закаливающих процедур
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
гигиенические процедуры
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Оздоровительная работа