ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ-детский сад № 451
Протокол от «27» августа 2024 г. № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ -детский сад № 451
_______________________Е.В. Таланова
Приказ от «27» августа 2024 г. № 20-ОД
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей дошкольного
возраста социально-педагогической направленности
«Финансовая грамотность»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения- детский сад № 451
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации программы:
1 год.
Разработчики:
Коллектив МБДОУ-детский сад № 451
Екатеринбург, 2024 г.
1
Содержание
I.Комплекс основных характеристик
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи образовательной Программы
9
1.3. Содержание образовательной программы
10
1.4. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы
19
II. Комплекс организационно-педагогических условий
20
2.1. Условия реализации Программы
20
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
22
3. Список используемой литературы
23
Приложение
2
I.Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для
детей дошкольного возраста социально-педагогической направленности
«Финансовая грамотность» разработана на основе парциальной программы по
финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Азы
финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович, Е. В. Семенковой, Л.
Ю. Рыжановской и предлагается для реализации в МБДОУ-детский сад № 451.
Образовательная программа «Финансовая грамотность» (далее –
Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в
целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста.
Требования современного общества сделали проблему экономического
образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно
новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования
последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического
образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт
участия в элементарных экономических отношениях, происходит их
приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение
дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности
ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры,
обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является
фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей
старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по освоению основных экономических
понятий в занимательной и игровой форме. Невозможно вырастить гармонично
развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка товарно-денежным отношениям.
Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых
предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги,
товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема
финансового воспитания становится актуальной применительно уже к
дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего
финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым
продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических
особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые
необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
При включении Программы в дошкольное образование следует понимать,
3
что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т.
е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.
Актуальность программы по формированию финансовой культуры
дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям
обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации
ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в
знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы
детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из
важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно
включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают
о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее
формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать
многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой
самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и
благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода
на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного
повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний
и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как
нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В
раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к
познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что
сегодняшние дети – это, будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики,
участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и
обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на
начальных ступенях образовательной системы.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Финансовая
грамотность» для реализации дополнительных общеразвивающих программ
разработана на основании:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Редакция от 02.07.2021 (с изм. и доп., вступ. в
силу с 01.09.2021)
• Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
• Федеральный закон Российской Федерации 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции
2013 г.)
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.20.22 № 678-р.
• Стратегия развития воспитание в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
29.05.2015 № 996-р).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
4
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Федерации 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучение, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далееСаНПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам (далее-Порядок)».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации
05.08.2020 номер 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендацией по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
уровневые программы)».
Письмо Минобороны науки от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательная деятельность с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»).
Письмо 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
5
образования на территории Свердловской области за период до 2035 года».
• Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждение Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
Отличительная особенность
Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой
культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к
деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при
реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает
взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали,
этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда
человека.
Принципы при построении Программы:
Основополагающей идеей Программы выступает формирование у детей
здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и
выступают неотъемлемой частью окружающей среды.
Главным принципом реализации Программы является адекватность возрасту.
При ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и
экономическими понятиями следует принимать во внимание возрастные
особенности детей, соблюдать чувство меры и осторожность. Программа
соответствует принципу развивающего образования и сочетает принципы
научной обоснованности и практической применимости, основывается на
комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми.
Программа предлагает вариативные формы обучения - возможность
творчески использовать в работе содержание тематического плана. Программа
предполагает тесную связь этического, трудового и экономического воспитания,
призвана способствовать формированию ценностных жизненных ориентаций в
дошкольном возрасте:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение
детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
• приобщение детей к социокультурным нормам;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования;
6
• учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Адресат образовательной Программы:
Программа адресована воспитанникам в возрасте от 6-7 лет. Срок
реализации Программы 1 год. Число детей, одновременно находящихся в группе
минимальное 20 детей, максимальное 30 детей.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Старший дошкольный возраст имеет свои особенности. В этот период дети
любознательны, проявляют высокую познавательную активность, максимально
открыты эмоциональному переживанию и сопереживанию. Развиваются
предпосылки понятийного мышления: появляются элементы абстрактных
рассуждений, проявляется интерес не только к тем явлениям, которые он видел
непосредственно перед собой, но и к обобщённым свойствам предметов
окружающей действительности. Ребёнок способен определить причинноследственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый
материал и сделать вполне логические выводы.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Продолжается формирование базовых компонентов ценностных ориентаций.
Закладываются основы морального поведения, формируются моральные нормы,
свой опыт поведения, отношение к людям, выстраивается моральный облик
ребёнка, черты которого проявляются в течение всей последующей жизни.
Переход в подготовительную к школе группу связан с изменением
психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми
старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает
дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение
«взрослости» и на его основе стимулирует стремление к решению новых, более
сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для
старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их
возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для
развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Формирование финансовой культуры в части развития экономического
мышления, деловых качеств, общественной активности и предприимчивости
ограничено возрастными особенностями и психическим развитием
дошкольников. В этот период дети ещё не готовы к правильному восприятию
целого ряда финансово-экономических терминов, проведению сложных
математических расчётов, планированию, анализу, синтезу и пр.
Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его
возможностями переработать информацию может привести к перегрузке
сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых
дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять.
Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны,
необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду,
честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость,
чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности,
7
эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр.
Режим занятий и объем образовательной Программы
Возрастная
группа
Сроки
освоения
Программы
Количество занятий
в месяц
месяцев
Подготовитель
ная к школе
группа (6-7 лет)
2.09.2024 г.
2
10
Всего часов
в год
20
30.06.2025 г.
Сроки освоения Программы
Систематическое и целенаправленное обучение по Программе
«Финансовая грамотность» осуществляется на занятиях. Занятия проводятся в
течение учебного года. Обучение происходит 2 раза в месяц. Программа
рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятия: в подготовительных
к школе группах 30 минут.
Уровневость образовательной Программы
Программа имеет стартовый уровень- предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания
образовательной Программы.
Формы обучения
Обучение осуществляется на русском языке. В работе используются
формы: групповые занятия 2 раза в месяц в течении 10 месяцев.
Виды занятий
В работе используются следующие виды занятий:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
открытое занятие,
беседа,
ситуационные задачи,
игра-соревнование
интерактивный мини-спектакль,
чтение,
рассказ,
исследование,
творческо-трудовая деятельность.
Формы подведения результатов
Педагогический мониторинг:
8
• в начале года с 2.09.2024-6.09.2024,
• конец года с 23.06.2025-27.06.2025.
1.2. Цель и задачи образовательной Программы:
Цели реализации Программы: формирование финансовой культуры и
азов финансовой грамотности у детей подготовительной группы.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Задачи реализации Программы:
Образовательные:
познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) деньги,
подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но
ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами,
правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому
предназначению;
подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам,
управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости,
накоплению, полезным тратам;
научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
- трудиться, работать и зарабатывать;
- деньги, доходы;
- покупать, тратить, расходовать, транжирить;
- откладывать, копить, сберегать;
- одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
- планировать, экономить.
способствовать формированию гармоничной личности, осознающей
нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических
отношений между людьми в обществе;
подготовить детей к жизненному этапу, когда
будут появляться карманные (личные) деньги.
Развивающие:
• развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать,
классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать
информацию;
• усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания,
9
воображения;
• развитие творческих способностей;
• закреплять умение устанавливать соответствие между количеством
предметов и цифрой.
Воспитательные:
• активизировать коммуникативную деятельность детей;
• стимулировать интерес к изучению мира финансов;
• сформировать у детей положительную мотивацию к формированию
финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
• способствовать повышению ответственности самоконтроля,
качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
• обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение,
компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры.
Программа составлена по образовательным областям: «социальнокоммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое
развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие».
Она отвечает перспективным направлениям дошкольного образования,
соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного
возраста и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО.
1.3. Содержание образовательной Программы
Формы, методы и средства реализации Программы
Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и
родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют
детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие
сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие
проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия-исследования и пр.). Особое
внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам,
которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную
ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность,
милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность,
инициативность, творчество.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
• игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные
театральные мини-постановки и др.);
• словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и
обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
• наглядные (наблюдение,
просмотр
фильмов,
рассматривание
предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
• практические (исследование, экспериментирование и др.). Базовой формой
и методом реализации Программы является игра.
10
Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение,
осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В целях
достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные игры:
театрализованные, режиссёрские, сюжетно-ролевые, интеллектуальные,
семейные и др.
В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей
друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями,
стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В
процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся
культуре общения и поведения.
В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается
адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и
доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное
содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у
старших дошкольников основ финансовой культуры.
В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно
поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и
игровых занятий, будут способствовать экономическому развитии
дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как
представляет собой процесс длиною в жизнь.
Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из самых
эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста
творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность
обсуждения и советов.
Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры
дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятийисследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок
и иного фольклора.
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного
обучения, методический приём, включающий совокупность условий,
направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий
развитию мотивации к познавательной деятельности. Решение ситуационных
задач способствует формированию умения объяснять явления действительности,
ориентироваться в мире ценностей. Для того чтобы заинтересовать
дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную
ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие,
удивление, радость, гнев и т. д.). Главным элементом задачи является
проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом,
чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.
Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее
полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и
воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого
простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает
стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.
Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы
при реализации всех образовательных областей Программы.
11
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы
познавательной
деятельности
с
использованием
информационноразвлекательного содержания.
Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок
самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём
в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема,
содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый
срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы,
наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй.
Чтение - основная форма восприятия художественной литературы как
особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития
познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения
задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как
«социально-коммуникативное
развитие»,
«познавательное
развитие»,
«художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».
Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по
различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют
специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк»,
«Учимся бережливости» и ряд других.
Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой,
учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.
Проекты по темам Программы - эффективный метод, позволяющий
установить взаимосвязь «воспитатель - родитель - ребёнок». Участники проекта
осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой культуре.
Воспитатель является организатором продуктивной деятельности,
источником информации, консультантом, экспертом, основным руководителем
проекта, при этом партнёром и помощником родителей и ребёнка в
саморазвитии. Метод проектов универсальный интегрированный метод,
способствующий развитию исследовательской активности и познавательнопрактической деятельности участников проекта, - расширяет ориентировку
дошкольников в окружающем мире и развивает самосознание, открывает
большие возможности для воспитания детских дружеских взаимоотношений и
сотрудничества, развития социальных чувств и представлений.
Памятки для родителей составляются по определённым темам.
Программы изложены доходчиво, конкретно, кратко и целенаправленно, с таким
расчётом, что их необязательно хранить, достаточно только прочитать.
Анкетирование, опрос позволяют воспитателю получить необходимую
информацию для размышления. Учитывая занятость родителей, целесообразно
использовать анкеты с небольшим количеством вопросов, которые не требуют
развёрнутых ответов.
Мониторинг
образовательного
процесса
осуществляется
через
отслеживание результатов освоения образовательной программы и проводится
воспитателями ДОУ. Основными методами изучения достижений развития
ребёнка являются наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
Формы и методы реализации Программы являются системными,
интегративными образованиями. Практически все формы реализации
Программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно
12
использовать в зависимости от потребностей реализации Программы в целях
стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими
опыта или осознания этого опыта.
Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей,
интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация
проектов, игра-испытание и др.
Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей
среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников,
специфики их образовательных потребностей и интересов.
Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность
реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных
средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь
для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации,
рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и
интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы),
основанных на достижениях технологического прогресса.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены
следующие условия:
• активная поддержка родителей (законных представителей),
вовлечение
семей непосредственно в образовательную
деятельность;
• использование форм и методов работы с детьми, соответствующих
их возрастным особенностям;
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
• предоставление детям возможности выбора материалов, видов
активности, участников совместной деятельности и общения;
• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование
и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях.
13
Учебно- тематический план для воспитанников 6-7 лет
всего теория практика Формы контроля
№
Тема
1.
Без труда нет жизни на земле.
2
1
1
Педагогическое наблюдение
2.
3.
Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.
Покупаем, продаём и обмениваем.
2
3
1
1
1
2
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
4.
Тратим разумно, сберегаем и экономим.
6
1
5
Педагогическое наблюдение
5.
Учимся занимать и отдавать долги.
2
1
1
Педагогическое наблюдение
6.
Учимся планировать.
2
1
1
Педагогическое наблюдение
7.
Богатство и бедность.
3
1
2
Педагогическое наблюдение
20
7
13
Итого
Содержание учебно- тематический план для воспитанников 6-7 лет
№
Занятие
Содержание занятия
Формы и методы проведения
1. Без труда нет жизни на земле.
1.
.
Труд
основа
жизни. Работать и
зарабатывать. Виды
домашнего труда.
Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на
благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних
питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела
— это плохо. Работать означает трудиться за
вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение
за выполненную работу (также можно заработать
наказание за провинность, проступок и т. п.)
Все работы хороши, Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты
выбирай на вкус. труда используются человеком для себя или для продажи
Мини-спектакль
(товар). Закрепляем понятия: трудиться, работать и
«Без
труда
не зарабатывать.
вытащишь и рыбку
Беседа, игра-соревнование «Мои
домашние
обязанности»,
папкапередвижка «Наша семья трудится»,
ситуационные задачи, игра «Вот так
заработали!».
Игры: «Что создаётся трудом», «Как
продукт труда в товар превращается»,
викторины «Угадай профессию»,
«Услуга или товар?», загадки «Все
профессии важны, все профессии
из пруда»
нужны», угадай профессию по
продукту труда. Интерактивный мини
спектакль.
2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.
3.
Как
придумали
деньги.
Какие
бывают деньги, как
они выглядят и
откуда берутся
Деньги - мера оценки труда (вознаграждение за
проделанную работу), универсальное средство
обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег
(монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег:
печать, чеканка.
4.
Как деньги
попадают к нам в
дом. Трудовая
денежка
всегда
крепка. Где живут
деньги.
Миниспектакль
«Зайкина находка»
Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд,
заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек.
Считай деньги в своём кармане, а не в чужом. Денежку
бережём. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские
карты и прочее. Закрепляем понятие деньги.
Беседа, чтение, рассказ, исследование,
чтение, игра «Нарисуем
деньги
для
нашей
группы»,
придумываем деньги для группы,
тематический стенд «Какие деньги
были и какими стали (эволюция
денег)».
Беседа, обсуждение,
игра «Как потопаешь, так и
полопаешь», ситуационные задачи,
сказка «Трудовые деньги». Рассказ
для родителей «Отец и сын». Игра
«Денежкин домик», сказка «Где живут
денежки?», обсуждение. Папка передвижка «Мы идём в банк».
Интерактивный мини-спектакль.
3. Покупаем, продаём и обмениваем.
5.
Потребности
и Домашнее хозяйство, главные потребности человека,
желания.
Мини- желания и капризы. Соотносим потребности, желания и
спектакль
возможности. Различаем разницу между желаниями и
«Желания
потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать:
Волчонкадействительно ли мне очень нужна та или иная вещь,
Зубасика»
игрушка, есть ли возможность у родителей это купить?
Исследование:
что
необходимо
человеку для жизни, игра «Выбираем
самое важное», ситуационные задачи,
рассказ
«Про
капризного
Артёма»,
обсуждение. Интерактивный миниспектакль.
Где покупают и
продают
разные
товары.
Наша
мастерская
Стоимость и цена
товара.
Потребности
и
желания
Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, Игра «Где что купить?», обсуждение,
6.
рынки, Ярмарки. Изготавливаются товары для ярмарки: тематический
стенд,
папкарисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.
передвижка «Мы идём за покупками».
Творческо- трудовая деятельность.
Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Определяем Игра «Сколько это стоит?», беседа
7.
стоимость товара (сделанных поделок: затраченные). «Как складывается стоимость товара».
Домашнее хозяйство, главные потребности человека, Обсуждение.
Исследование:
что
желания и капризы. Соотносим потребности, желания и необходимо человеку для жизни, игра
возможности.
«Выбираем
самое
важное»,
ситуационные задачи, рассказ «Про
капризного Артёма», обсуждение.
4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
8.
Тратим
разумно, Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их Беседа, чтение, игра «Деньги получил
экономим
необходимо только с пользой, относиться к ним -ерунды
накупил»,
викторина
бережливо. Бережливый человек всегда богаче. «Разумные траты сказочных героев»,
Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.
загадки: «Угадай, кто это?», игра
«Открываем бутербродную, закупаем
товар».
9.
Мини-спектакль
Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания Интерактивный мини-спектакль.
«Хочу и могу»
«Хочу», а наши возможности и ресурсы «Могу».
Формируем ответственное отношение к принятию
решения, которое проявляется в тесной взаимосвязи,
желаний и реальных возможностей по их осуществлению.
10. Копим и сберегаем Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно Ситуационные
задачи,
папкакопить, копить непросто, но полезно, ответственно и передвижка
«Мы
копим»,
важно.
обсуждение,
игра
«Копим
и
сберегаем».
11.
Мини-спектакль
«Мишкина
копилка»
Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать.
Обыкновенная копилка поможет понять, как важно
прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь,
научит экономить и даст возможность
распоряжаться личными деньгами.
Творческое занятие Развивать у детей потребность
«Наша мастерская» радовать близких добрыми делами, экономить, беречь
свои вещи.
Интерактивный мини-спектакль.
Дети
занимаются
посильным
ремонтом игрушек и пр., в том числе
принесённых из дома. Делают
поделки и экономят материал: бумагу,
краски, пластилин и пр.
13. Мини-спектакль
Узнаём, что о подарках надо думать заранее, подарки надо Интерактивный мини-спектакль.
«День рождения»
подбирать или мастерить с умом. Бережливость, экономия
— это разумное отношение к расходам (они не
бессмысленны, а направлены на достижение
конкретных целей), результатам труда; забота, умение
делиться и отдавать, в случае острой необходимости
прийти на помощь ближнему, поделиться своими
сбережениями, порой
абсолютно бескорыстно
5. Учимся занимать и отдавать долги.
12.
14.
Занимаем
одалживаем
и Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать. Занять - Беседа, ситуационные задачи,
взять что-то взаймы на время, одолжить - дать что-то Игра «Занять и одолжить», папкавзаймы на время.
передвижка
«Занимаем
и
одалживаем»
Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и Обсуждаем русские пословицы:
русской поговоркой «Долги к земле придавили».
- Умей взять, умей отдать!
15.
Долги
6.
Учимся планировать.
7.
Знакомим с понятием план. Объясняем важность
составления планов. Закладываем основы планирования.
Начинаем с планирования своего дня. Учимся
организовывать своё время.
Сделал дело - гуляй Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали,
смело
анализировать поступки, искать эффективные решения,
думать сообща.
Богатство и бедность.
18.
Хочу купить всё!
19.
Наше богатство
20.
Жадность
16.
17.
Всё по плану!
Игра «План на следующий
день»,
папка-передвижка
планируем», беседа.
«Мы
Игра «Сделал дело - гуляй смело»,
исследование, ситуационные задачи,
обсуждение
Выясняем, что не всё продаётся и покупается, главные Беседа, ситуационные задачи, игра
ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) «Что нельзя купить?», читаем и
за деньги не купишь.
обсуждаем рассказ
«Как Валюша бабушке сон
покупала».
Формируем представление о вечных ценностях: любви,
Читаем и обсуждаем сказки
доброжелательности,
милосердии,
взаимопомощи, «Бедные богатые», «Ум и богатство»
которые наряду с денежным благополучием позволяют (абазинская народная сказка), конкурс
воспитать целостную гармоничную личность.
проектов «Наше богатство», беседа,
ситуационные задачи.
Разбираемся, что такое жадность и почему это плохо для Читаем и обсуждаем рассказ В.
человека.
Сухомлинского «Жадный мальчик»,
Жадность бессмысленна, жадному человеку всегда всего ситуационные задачи, обсуждаем
мало.
поговорки: Всех конфет не переешь,
всех одежд не переносишь. Сам
потонет, а воды не даст. Щедрый
бедности не знает. Щедрому весь мир
родня. Можно провести миниспектакль «Щедрый бедности не
знает».
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка
достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает
необходимость определения результатов освоения образовательной программы
в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для
педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной
деятельности взрослых.
- метапредметные:
- сформирован навык самостоятельного поиска информации для решения
поставленных задач;
- сформированы организаторские навыки;
- сформирован навык правильной формулировки и постановки вопросов и
ответов;
- сформирован навык планирования своей работы и поиска способов ее
выполнения;
- освоение способов решения проблем творческого поискового характера;
- использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа,
- умения представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение,
классификации;
-установления аналогии причинно-следственных связей;
-построения рассуждения отнесения к известным понятиям.
- личностные:
1. развито логическое мышлением;
2. имеет способность к саморазвитию, познанию и стремление к творческому
росту;
3. имеет пространственное мышление, память, внимание, воображение;
4. имеет положительные личностные качества: трудолюбие, усидчивость,
целеустремленность, внимательность и доброжелательность;
5. имеет активную жизненную позицию;
- предметные:
1. обучающийся ознакомлен с различными формами и видами интеллектуальных
игр и их правил;
2. сформирован навык решения задач, шарад и загадок;
3. сформирован навык использования логической аргументации в решении
задач;
4. обучающийся ознакомлен с различными формами и видами интеллектуальных
игр и их правил;
5. сформирован навык решения задач, шарад и загадок;
6.сформирован навык использования логической аргументации в решении задач.
19
Ожидаемые результаты реализации Программы для детей старшего
дошкольного возраста
В итоге освоения Программы дошкольник сможет:
• разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий,
предусмотренных Программой;
• чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд — это хорошо,
плохо - сидеть без дела;
• знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда,
универсальным средством обмена;
• понимать, что бережливость и экономия — это разумное отношение к
расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных
целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в
случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться
своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
• осознавать необходимость выделения главного (умение видеть
преимущества того или иного предмета, действия);
• освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать
необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
• регулировать потребности в соответствии с возможностями;
• выбирать предметы, необходимые в различных условиях;
• понимать значимость труда;
• выбирать товар в соответствии с ценой и качеством;
• разумно расходовать деньги;
• понимать необходимость экономии семейного бюджета;
• научиться принимать свои первые финансовые решения относительно
расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить
можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно,
бессмысленно;
• освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой
использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки,
канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
• заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать
свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем
будут способствовать успешному управлению личными финансами.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение
№
Оборудование
Количество
1
Столы детские
15 штук
2
Стулья детские
30 штук
20
3
Магнитная доска, расположенная на уровне роста детей.
1 штука
4
Экран
1 штука
5
Проектор
1 штука
8
Фломастеры на водной основе
15 штук
9
Наборы цветных карандашей на каждого ребенка
30 штук
10
Наборы фруктов и овощей пластмассовых
2 штук
11
Ноутбук с выходом в Интернет
1 штука
12
Набор дидактических карточек
15 наборов.
13
Карточки «Профессии»
1 набор
14
Весы пластмассовые
2 штуки
15
Пособие «Коврограф»
1 штука
16
Дидактическая игра: «Ассоциации», «Подбери по цвету»,
«Лото», «Геометрические фигуры», «Дроби», Четвертый
лишний», «Последовательность», «Где начало, где
конец», «Цифры», «Фрукты», «Овощи» и др.
по одному
набору
17
Палочки Кюизенера
5 наборов
18
Блоки Дьенеша
5 наборов
19
Счетные палочки
30 наборов
20
Планшет картонный
21
Раздаточный материал
15 штук
30 наборов
Информационное обеспечение
• «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». - Волгоград,
2015
34
с.
Электронный
ресурс:
http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf
• Картинки профессии: mailto:https://detskiy-sad.com/professii-kartinki-dlyadetej
• Раскраски «Деньги» http://detskie-raskraski.ru/ detskie-raskraski/raskraskadengi
21
• Открытый урок mailto:https://urok.1sept.ru/
• Дети
и
18yearfingramota.shtml
деньги:mailto:https://fsmcapital.ru/uspeh/kinder16Кадровое обеспечение
Занятия по программе дополнительного образования «Финансовая
грамотность» проводит педагог дополнительного образования: Калугина
Наталья Андреевна, воспитатель 1 КК.
Методические материалы
•
•
•
•
•
•
•
Программа реализуется с методическим сопровождением:
методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями
по организации и проведению занятий);
пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с
ребёнком»;
сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников
(обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и
формирования финансовой культуры детей в возрасте 5 -8 лет);
сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для
дошкольников;
сборник игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;
раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для
организации обучения и воспитания дошкольников;
художественная литература для организации занятий по финансовой
грамотности в дошкольных учреждениях.
2.2. Формы контроля и оценочные материалы для детей старшего
дошкольного возраста
Для определения уровня результативности реализации Программы
используются метод педагогического мониторинг. Результаты фиксируются в
протоколе диагностического обследования. Диагностика проводится дважды: в
начале и конце учебного года.
С целью диагностики уровня общих представлений детей о потребностях,
труде, товаре, деньгах и семейном бюджете, а также для оценки эффективности
реализации Программы базового модуля разработаны задания в занимательной
форме, методика их обработки, оценки и систематизации.
Форма проведения – групповая. Задания, предлагаемые детям для
выполнения, различны по форме. Основу составляют: прослушивание и анализ
сказки, беседы, упражнения, работа с карточками, игры, демонстрация
компьютерных слайдов, загадки.
Применение
диагностики
обеспечивает
объективную
оценку
результативности, как отдельных составляющих программы, так и всего курса в
целом и позволяет определить уровень экономической культуры у детей
старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий) на разных этапах
22
освоения Программы. (См. Приложение)
3. Список используемой литературы
1. Аксенова, Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л.А. Павленко.
Поиграем в экономику. - Издательство Ростовское отделение общества
информатики и вычислительной техники. - 38 с.
2. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/
Учебно-методическое
пособие.
Издательство
Челябинского
государственного педагогического университета, 2015. - 89 с.
3. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у
детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н. Галкина. Челябинск, 2006. - 98 с.
4. Герасименко, С.В. / С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шайкина,
И.В. Назарова и др. Программа образовательного курса «Приключения
кота Белобока, или Экономика для малышей».
5. Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.
Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
6. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания
и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г.
Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. - СПб.:Питер,
2013.-464 с.
7. Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.:
БИТА-ПРЕСС, 2019. 4.Читаем и обсуждаем /Л.В. Стахович, Е.В.
Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: БИТА-ПРЕСС, 2019.
8. Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В.
Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
9. Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.:
БИТА-ПРЕСС, 2019.
10.Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.
- М.: БИТА-ПРЕСС, 2019.
11.Полиманская,
Т.И.
Усвоение нравственных
норм
старшими
дошкольниками в совместной трудовой деятельности / Т.И. Полиманская
//Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред. Р.С. Буре. М.: Просвещение, 1987. - 117 с.
12.Экономическое воспитание дошкольников/А.Д. Шатова. - М., 2005. 254 с
23
Приложение
Формы контроля и оценочные материалы
Для определения уровня результативности реализации программы
используются метод педагогического мониторинг. Результаты фиксируются в
протоколе диагностического обследования. Диагностика проводится дважды: в
начале и конце учебного года.
Обязательным элементом в преподавании курса является диагностическая
составляющая. Ее применение обеспечивает объективную оценку
результативности, как отдельных модулей программы, так и всего курса в целом.
С целью диагностики начального уровня общих представлений детей о
потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете разработаны задания,
которые предлагаются детям на первом занятии. Они позволяют определить,
насколько хорошо дошкольники владеют понятием «потребности», умеют
различать виды потребностей; что они знают о труде и его роли в жизни.
Диагностические задания помогают выявить и оценить представления о
семейном бюджете, его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия и т. д.),
доходах и расходах семьи, понимание необходимости сбережения денежных
средств.
В процессе выполнения занимательных заданий выявляется умение детей
считать, сравнивать, обобщать, применять знания в конкретных ситуациях.
Анализ результатов диагностики позволяет определить начальный уровень
экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий,
средний,
низкий).
Форма
проведения
диагностики:
групповая.
Диагностическими средствами выступают задания и упражнения, предлагаемые
детям в творческой форме: прослушивание и анализ сказки, беседа, упражнения,
работа с карточками, игра, демонстрация компьютерных слайдов, загадки.
Для определения степени эффективности реализации программы
предлагаются итоговые задания в занимательной форме, методика их обработки,
оценки и систематизации.
Входная диагностика перед изучением курса
Цель: провести диагностику сформированности первичных представлений
детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Диагностические средства: чтение и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с
карточками, игровое упражнение.
Оборудование:
• карточки с изображением потребностей;
• картинки с изображением представителей различных профессий;
24
• карточки с изображением предметов и денежных знаков;
• мешочек с деньгами (монеты и банкноты);
• маркеры.
Диагностику
рекомендуется
проводить в
два
этапа:
• 1этап-групповой,
• 2 этап-индивидуальный.
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и
делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со
следующими критериями оценивания.
Высокий уровень (13–15 баллов):
• дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий,
употребляют экономические слова и словосочетания;
• находятся в позиции активных участников событий, участвуют в играх;
• готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают вопросы и
самостоятельно пытаются найти ответы на них;
• способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты
деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично
выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень (9–12 баллов):
• дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут
объяснить их;
• имеющиеся у них знания нечеткие;
• имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют
использовать имеющиеся знания самостоятельно;
• с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность,
своевременно выполняют поручения только под руководством взрослого;
• не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень (8 и менее баллов):
• дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не употребляют
в речи экономические слова;
• не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как
посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро
теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре;
• при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее
результате;
25
• безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении
цели.
Уровень экономических знаний ребенка определяется с учетом
успешности выполнения всех заданий. Успешность выполнения заданий
оценивается по трехбалльной шкале:
3 балла – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно справляется с
заданиями.
2 балла – правильно отвечает на большинство вопросов, с заданиями
справляется с помощью педагога.
1 балл – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не справляется.
Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе
Уровни финансовых представлений
полученными в ходе диагностики баллами:
ребенка
в
соответствии
с
13–15 баллов – высокий уровень
9–12 баллов – средний уровень
8 и менее баллов – низкий уровень.
Уровень финансовых представлений группы в целом определяется с
учетом средних показателей по каждому разделу (категории). Средние
показатели уровня финансовых представлений по разделам высчитываются
путем сложения баллов, полученных каждым ребенком (от 1 до 3 баллов) по
отдельной категории («Потребности», «Труд», «Товар», «Деньги», «Семейный
бюджет») и деления этой суммы на количество детей. Таким образом, получается
средний балл по каждому разделу.
Диагностика по итогам изучения Программы.
Цель: провести диагностику уровня сформированности у детей
экономической культуры по итогам освоения образовательного курса
«Финансовая грамотность»; определить степень использования полученной при
изучении курса информации в практической деятельности и в повседневной
жизни.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками,
загадки, игры, проблемные ситуации, творческие задания.
Оборудование:
• карточки для задания «Третий лишний»;
• мяч;
• цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты
труда людей разных профессий, картинки с изображением представителей
различных профессий;
26
• набор для игры «Магазин игрушек» (игрушки, ценники, товарные знаки,
игровые деньги), карточки с изображением качественных и
некачественных товаров;
• карточки для игры «Какое слово лишнее?»;
• листы с изображением кругов (прямоугольников);
• карандаши;
• компьютер;
• проектор;
• экран;
• колонки;
Организация детской деятельности
– Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем заключительное занятие.
Как всегда, нас ждет множество интересных приключений, мы будем играть,
рисовать, отгадывать загадки и выполнять разные интересные задания.
1. Выполнение занимательных заданий.
Задание № 1 «Третий лишний»
Воспитатель предлагает детям выполнить задание: На каждой карточке
изображено по три предмета, два из них объединяет один признак, третий
отличается от них (карточка № 1: хлеб, продавец, книга; карточка № 2: повар,
учитель, молоток; карточка № 3: такси, клубника, лекарства; карточка № 4:
монета, банкнота, кредитная карта; карточка № 5: деньги, карусели, одежда),
ребенку необходимо назвать один предмет, который не подходит, и обосновать
свой выбор.
Задание № 2
Воспитатель обращается к группе.
–
Ребята! Сейчас я буду называть различные предметы и бросать мяч одному
из вас, ловить его нужно только тогда, когда я называю то, что можно купить за
деньги: товар, здоровье, услуги, дружба, образование, дом, уважение людей,
талант.
Задание № 3. «Расколдуй слово»
Дети отгадывают названия профессий – «расколдовывают» их.
Педагог: - Скажи, ну кто так вкусно готовит щи капустные, салаты,
винегреты, Все завтраки, обеды. (Повар.)
В прошлый раз был педагогом, Послезавтра – машинист. Должен знать он
очень много, потому что он – … (артист).
27
Ежедневно в нетерпенье ждем его мы сообщенья прямо с самого утра. Ну,
когда же, ну, когда же он по радио нам скажет: «Завтра целый день жара?»
(Диктор.)
Если, где случилось что-то, он об этом должен знать. Написать, добавить
фото, и в газету отослать. Полететь за новостями может он на край земли для
того, чтобы мы с вами эти новости прочли. Про тайфун, про наводненье, кто в
футболе чемпион, про рекорд, землетрясенье раньше всех напишет он.
(Журналист.)
Выезжает на дорогу Он обычно спозаранку, на педаль поставив ногу и
рукой крутя баранку. (Водитель.)
У него серьезный вид, всеми он руководит, раздает он порученья,
проверяет выполненье. (Менеджер.)
При правильном угадывании слова воспитатель достает и показывает
детям картинку с изображением представителя профессии, о которой шла речь в
загадке. Когда все слова будут «расколдованы», воспитатель просит детей
сказать, что объединяет все эти слова.
Задание № 4. Дидактическая игра «Назови профессии».
Воспитатель предлагает детям по очереди отрывать по одному лепестку от
ромашки, на каждом из которых условно изображены результаты труда людей
разных профессий, и назвать профессию, связанную с удовлетворением
определенной потребности.
Задание № 5.
Воспитатель организует беседу на тему «Что мы знаем о рекламе?». (Беседа 1.)
- Вы знаете, что такое реклама? Вы видели рекламу? (Да.)
- Как вы думаете, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что
появляются новые товары, какие они разные.)
- Как вы считаете, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее
видит?
Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали.)
Задание № 6. Решение проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация 1. «Где продается товар?
Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.
- Кот Белобок пригласил к себе в гости друзей. Ежик подарил ему цветы;
тетушка Сова- книгу; Лиса – конфеты.
Детям предлагается ответить на вопрос.
- В каких магазинах друзья купили свои подарки?
28
Проблемная ситуация 2. «Какие бывают товары?»
Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.
- Встретились как-то самые разные товары и решили своими именами назвать
улицы, но никак не могли придумать им название.
- На первой улице жили: столы, стулья, диваны…
- На второй: куртки, пальто, костюмы, юбки, кофты…
- На третьей: туфли, сапоги, ботинки…
Детям предлагается ответить на вопрос.
- Как можно назвать каждую из этих улиц?
Решение проблемы: чтобы определить существенное различие между товарами,
воспитатель задает вопрос.
-Как можно, одним словом, назвать товары на первой улице, на второй… Исходя
из этого, дети придумывают названия улиц. Делается вывод о разнообразии
товаров.
Проблемная ситуация 3. «Как поступить?»
Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.
- В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Ириски» и т.
д.
Продавец красиво разложил конфеты, а ценники расставить забыл.
Детям предлагается ответить на вопрос.
- Как ты поступишь?
1.
Вежливо спросишь цену выбранных тобою конфет.
2.
Молча, уйдешь в другой магазин.
3.
Спокойно попросишь продавца поставить ценники.
Разрешая проблему, дети замечают, что можно выбрать все три варианта,
но самым правильным будет вариант третий. Почему? Если продавец поставит
ценники, то другим покупателям будет удобно совершать покупки.
Проблемная ситуация 4
Воспитатель предлагает выбрать из представленного набора картинок то, на
что в первую очередь тратятся деньги семьи:
- покупка промышленных товаров (варианты изображений на картинке:
предметы бытовой химии, лампочки, ведро, посуда и т. д.)
- покупка продуктов питания
(варианты изображений
картинке: хлеб, макароны, молоко, яблоки и т. д.);
на
29
- оплата бытовых услуг (варианты изображений на картинке: сберкасса,
банкомат и т. д.);
- оплата развлечений (варианты изображений на картинке: карусели, боулинг,
кинотеатр и т. д.);
- оплата отдыха (отпуска) (варианты изображений на картинке: пляж, байдарки
и т. д.);
- оплата лечения (варианты изображений на картинке: таблетка, уколы, бинты,
мази, микстуры и т. д.);
- оплата обучения (варианты изображений на картинке: учебная ситуация в
классе, индивидуальное занятие с педагогом и т. д.);
- покупка игрушек (варианты изображений на картинке: мягкие игрушки,
машинки, куклы, конструкторы и т. д.);
- оплаты проезда в транспорте (варианты изображений на картинке: отрывные
билеты, проездные билеты, жетоны и т. д.);
- покупка книг, газет, журналов (варианты изображений на картинке: книги,
газеты, журналы);
- покупка подарков (варианты изображений на картинке: коробки в подарочной
упаковке и т. д.).
Воспитатель организует обсуждение.
- А теперь давайте попробуем определить важные и неважные покупки (без
которых мы можем обойтись).
- Одни расходы требуют больше денег, а другие – меньше. Например, покупка
дома и покупка билета на транспорт.
Одна семья тратит больше денег, а другая – меньше. На расходы влияет число
членов семьи.
Задание № 7. Игра «Магазин игрушек».
Воспитатель предлагает поиграть в игру, знакомит их с правилами покупки
игрушек и выдает игровые деньги.
–
Прежде чем купить понравившуюся игрушку, вам нужно будет называть
материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и
т. д.); место производства (где сделан товар: завод, фабрика, гончарная
мастерская, швейная мастерская, токарная мастерская и т. д.; кем сделан товар:
рабочим, портным, гончаром, токарем, стеклодувом и т. д.); выяснить цену
игрушки; выбрать монеты и купить игрушку. По мере того, как игрушки
раскупаются, продавец добавляет новые.
Задание № 8. Выполнение занимательных заданий.
30
Задание № 9. «Что быстрее купят?»
Детям предлагаются (попарно) карточки с изображением качественных и
некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает
нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета;
ботинки, на одном нет шнурка) и дается инструкция:
– Из двух предложенных вещей выбери ту, которую купят быстрее, и объясни
причину своего выбора.
Задание № 10. «Какое слово лишнее?» Воспитатель предлагает детям
четыре картинки с изображенными на них определенными предметами: 1) 1
рубль, 5 рублей, 10 рублей (в монетах), доллар (банкнота); 2) кофта, машина,
кольцо, солнце; 3) магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом; 4) цена, товар,
деньги, ночь. Объясняет задание.
–
Вам необходимо найти лишний предмет, для этого объедините три
предмета по какому-либо признаку и, назвав лишний предмет, объясните свой
выбор.
Задание № 11. Заключительная часть.
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения
и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии
со следующими показателями и критериями оценивания.
Категория
Показатели освоения
«Потребности»
Когнитивный компонент: владеет понятиями: «потребности»,
«жизненно важные потребности», «возможности».
Поведенческий компонент: умеет определять основные и
жизненно важные потребности человека в различных ситуациях;
соотносить собственные желания и возможности (разницу между
«хочу» и «надо», между «хочу» и «могу»); регулировать
потребности в соответствии с возможностями
«Труд»
Когнитивный компонент:
владеет
«труд», «профессия», «продукт труда».
понятиями:
Поведенческий компонент: умеет определять продукт труда;
соотносить профессию с ее атрибутами; понимает значимость
труда для человека, осознает взаимосвязь
понятий
«труд– продукт–деньги»
«Товар»
Когнитивный
компонент: владеет
понятиями: «товар»,
«стоимость», «цена», «покупка», «реклама», «распродажа».
Поведенческий компонент: осознает взаимосвязь понятий
«труд–товар–потребности». Умеет определять разницу между
обменом и покупкой-продажей товара; сравнивать цены на товар,
31
объяснять разницу, выбирать товар в соответствии с ценой и
качеством; делать покупки
«Деньги»
Когнитивный компонент: владеет понятиями: «деньги»,
«монета», «банкнота», «электронные деньги», «банк», «вклад»,
«кредит», «валюта».
Поведенческий компонент:
разумно расходовать деньги
«Семейный
бюджет»
умеет
пользоваться
деньгами,
Когнитивный компонент: владеет понятиями: «семейный
бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, пенсия,
стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «планирование»,
«экономика семьи».
Поведенческий компонент: умеет объяснять структуру
семейного бюджета; размышлять о доходе и его динамике, о
расходах и их многообразии; решать посредством математических
действий экономические задачи, связанные с распределением
средств семейного бюджета. Понимает потребности и
возможности семьи; необходимость экономии семейного бюджета
32