Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Безопасная дорога уровень я пешеход

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ-детский сад № 451
Протокол от «27» августа 2024 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ -детский сад № 451
_______________________Е.В. Таланова
Приказ от «27» августа 2024 г. № 20-ОД

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей дошкольного
возраста социально-педагогической направленности
«Безопасная дорога-уровень «я пешеход»
(профилактика и предупреждение дорожно-транспортного
травматизма)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения- детский сад № 451
Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации программы:
1 год.

Разработчики:
Коллектив МБДОУ-детский сад № 451

Екатеринбург, 2024 г.

1

Содержание
I.Комплекс основных характеристик

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи образовательной Программы

12

1.3. Содержание образовательной программы

13

1.4. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы

16

II. Комплекс организационно-педагогических условий

16

2.1. Условия реализации Программы

16

2.2. Формы контроля и оценочные материалы

18

3. Список используемой литературы

19

2

I.Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Безопасная дорога – уровень «я – пешеход» (профилактика и предупреждение
дорожно-транспортного
травматизма)
имеет
социально-гуманитарную
направленность, рассчитана
на
обучающихся 6-7 лет и реализуется в
течение 1 года.
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы.
Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он
переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес, и
совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать
на дорогу за укатившимся мячом, или неожиданно появиться на дороге на
велосипеде, роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасности
движущегося транспорта.
В целом поведение детей можно обозначить следующей формулой «Чем
опаснее ситуация на дороге, тем в большей степени ребенок теряется, не зная,
что делать, и поэтому более медленно и неправильно принимает решение».
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты.
Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни
детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших
улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения,
поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах
является особенно актуальной.
Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать
новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина
и ответственность.
Поэтому данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Безопасная дорога – уровень «я – пешеход» реализуемая МБДОУдетский сад, направлена на обучение воспитанников правилам дорожного
движения и профилактику дорожно-транспортных происшествий.
Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем
меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Данная
программа является современным педагогическим средством формирования
социальной
компетентности
учащихся
в
вопросах
безопасности
жизнедеятельности.
Содержание программы основано на интеграцию социального,
общекультурного, спортивно-оздоровительного направления развития личности
детей на занятиях по дополнительному образованию в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования. Методические материалы программы имеют практикоориентированный характер, предназначены для проектирования оптимальных

3

педагогических условий, воспитание право послушного поведения и обучения
учащихся основам безопасного поведения на улицах и дорогах.
В современных условиях особенно важно обучить детей правилам
поведения на улице и дороге. Разработать такие технологии, которые
эффективно будут формировать устойчивые практические навыки для
применения их в сложных дорожных ситуациях.
Одним из путей сохранения жизни и здоровья несовершеннолетних
являются коллективная подготовка к безопасному участию в дорожнотранспортном процессе. Создание системы
целенаправленного обеспечения
обучающихся универсальными учебными действиями, ценностными
ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности
по Правилам дорожного движения, воспитание осознанного безопасного
поведения в окружающем мире, привитие здоровьесберегающих навыков,
творческой активности ребенка, использование разнообразных форм, методов и
приемов в воспитательно-образовательном
процессе
способствовало
разработке дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Безопасная дорога – уровень «я – пешеход», рассчитанной на детей
в возрасте от 6 до 7 лет.
Уровень освоения – стартовый.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Безопасная дорога – уровень «я – пешеход» разработана авторским
коллективом МБДОУ -детский сад № 451, имеет социально-гуманитарную
направленность.
Программа разработана в соответствии:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Редакция от 02.07.2021 (с изм. и доп., вступ. в
силу с 01.09.2021)
• Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
• Федеральный закон Российской Федерации 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.)
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.20.22 № 678-р.
• Стратегия развития воспитание в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
29.05.2015 № 996-р).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучение, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далееСаНПиН).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм

4

•

•
•

•
•

•

•

•

•
•

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам (далее-Порядок)».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации
05.08.2020 номер 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендацией по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
уровневые программы)».
Письмо Минобороны науки от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательная деятельность с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»).
Письмо 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области за период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждение Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».

5

Отличительные особенности и новизна программы прослеживаются по
нескольким направлениям:
• проведение разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного
движения;
• сохранение контингента занимающихся за счет заинтересованности как
самих обучающихся, так и их родителей;
• создание банка компьютерных программ, мультимедийных разработок,
видеоуроков направленных на обучение правилам дорожного движения;
• создание банка методических материалов по данному направлению.
Принципы при построении Программы
Педагогическая деятельность осуществляется на основе следующих
принципов:
• Принцип систематичности и последовательности предусматривает
закрепление и развитие полученных знаний и умений в процессе
регулярных занятий. Занятия проводятся «от простого к сложному»,
«от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».
• Принцип наглядности используется в показе упражнений и
демонстраций плакатов, схем, обучающих компьютерных программ,
видеосюжетов.
• Принцип воспитывающего обучения прослеживается в формировании
у детей чувства патриотизма, коллективизма, ответственности,
взаимовыручки, взаимопомощи через занятия и различных
мероприятиях и активностях на тему безопасности в дорожном
движении.
• Принцип
индивидуализации
предполагает
определение
индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и
поведения, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню
форсированности толерантности у ребенка; определение особенностей
включения
детей в различные виды деятельности, раскрытие
потенциала личности в образовательной деятельности, предоставление
возможности каждому учащемуся для
самореализации и
самораскрытия.
• Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше
возраст детей, тем легче формировать у них социальные чувства и
устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие
окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной)
информацией взрослых, обращающих внимание на светофор,
пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин
и т.д.
• Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия:
дорожно-транспортного происшествия. Обучающиеся должны знать,
какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

6

• Принцип возрастной безопасности. У обучающихся довольно рано
появляется стремление к самостоятельно. С одной стороны, это надо
одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С
другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной
среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного
поведения.
• Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать,
что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и
правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует
Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди
водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или
штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей
безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и
дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
• Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот
принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного
поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют
свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения
правил дорожного движения. Для подкрепления самовоспитания нужен
положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен
воспитывать не только обучающихся, но и родителей.
Адресат программы/ количество обучающихся в группе
Программа предназначена для обучающихся от 6 до 7 лет/группа 20-30
человек.
Срок освоения программы – 1 год.
Объем программы в год/количество часов – 10 занятий/10 часов.
Режим занятий – 1 раз в месяц (подготовительная к школе группа 30
минут).
Форма обучения – очная, групповая.
Возрастные особенности развития детей 6–7 лет
Игровые действия детей в этом возрасте становятся более сложными,
обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Дети
способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и
менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже
обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или
покупатель-шофер и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью,

7

но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.
Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и
подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой
роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при
этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или
иным участником игры.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают
развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени
ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться
воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития
воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно
объяснить многочисленными влияниями, которым подвергаются дети, в том
числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских
образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях
детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В
результате правильно организованной образовательной работы у детей
развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его
основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование
первичных ценностных представлений, воспитание способности к общению
(коммуникативные способности); целенаправленности и саморегуляции
(регуляторные способности), формирование социальных представлений, умений
и навыков (развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания,
приобщение к труду, формирование основ безопасности).
Образ Я. Развивать представление о временной перспективе личности, об
изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад,
школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт

8

другим поколениям). Углублять представления ребенка о себе в прошлом,
настоящем и будущем. Воспитывать осознанное отношение к своему будущему
(к своему образованию, к своему здоровью, к своей деятельности, к своим
достижениям), стремление быть полезным обществу. Формировать понимание
того, что все зависит от самого человека — его трудолюбия, настойчивости, веры
в себя. Продолжать воспитывать самоуважение, чувство собственного
достоинства, уверенность в своих силах и возможностях.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое
отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им. Воспитывать
стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть
хорошим). Создавать условия для развития социального и эмоционального
интеллекта детей, развивать стремление и умение справедливо оценивать свои
поступки и поступки сверстников. Поощрять проявление таких качеств, как
сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.
Освоение общепринятых правил и норм. Воспитывать организованность,
дисциплинированность; развивать волевые качества: умение ограничивать свои
желания, выполнять установленные нормы поведения, в том числе выполнять
совместно установленные правила группы.
Продолжать формировать способность совместно развертывать игру,
согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; умение
договариваться, планировать и обсуждать совместные действия.
Продолжать воспитывать в игре инициативу, организаторские
способности, развивать творческое воображение. Продолжать учить детей брать
на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты,
конструкторы, строительный материал, побуждать детей по-своему обустраивать
собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры
предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок).
Формирование основ безопасности. Продолжать знакомить с правилами
безопасного поведения на природе, уточнять и расширять представления о таких
явлениях природы, как гроза, гром, молния, ураган, знакомить с правилами
поведения человека в этих условиях.
Продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах.
Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Продолжать
знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и
информационно-указательными. Расширять представления детей о работе
ГИБДД. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила
дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице и в
общественном транспорте. Продолжать приучать к заботе о безопасности
собственной жизнедеятельности. Подвести детей к пониманию необходимости

9

соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по
преодолению опасности.
Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду
местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме
местности. Закреплять умение называть свое имя, фамилию, отчество, возраст,
дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей, их
профессии. Закреплять знание правил безопасного поведения во время игр в
разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на
санках, коньках, лыжах и др.). Формировать у детей навыки поведения в
ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение
обращаться за помощью к взрослым.
Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой
помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.
Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по
телефонам «101», «102», «103».
Познавательное развитие предполагает развитие познавательных
интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной
деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий,
развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения
анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать
выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире,
формирование элементарных естественно-научных представлений.
Развитие
познавательных
действий.
Создавать
условия
для
самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов
и явлений с применением различных средств. Совершенствовать действия
экспериментального характера, направленные на выявление скрытых свойств
объектов. Развивать умение добывать информацию различными способами,
учить определять оптимальный способ получения необходимой информации в
соответствии с условиями и целями деятельности.
Продолжать развивать умение самостоятельно действовать в соответствии
с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий
собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели;
корректировать свою деятельность. Учить детей самостоятельно составлять
модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности. В
исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять
внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять
обсуждение проекта в кругу сверстников. Содействовать творческой проектной
деятельности индивидуального и группового характера, поддерживать
инициативу и самостоятельность в создании идеи и реализации проекта,
создавать условия для презентации результата.

10

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность
к моделированию пространственных отношений между объектами в виде
рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию,
обозначающую пространственные отношения объектов и направление их
движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху
вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные
обозначения (знаки и символы).
Предметное окружение. Продолжать расширять и уточнять представления
детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта
(наземный, подземный, воздушный, космический, водный). Формировать
представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве
(компьютер, роботы, станки и т.д.); об объектах, создающих комфорт и уют в
помещении и на улице. Побуждать детей к пониманию того, что человек
изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь
более удобной и комфортной.
Социальное окружение. Расширять осведомленность детей в сферах
человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг,
сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его
семьи, детского сада и общества в целом. Продолжать расширять представления
о людях разных профессий. Дать детям представления о человеке труда:
ответственность, аккуратность, добросовестность помогают создавать разные
материальные и духовные ценности. Дать представление о том, что с одним
объектом культуры, производства, социальным объектом всегда связан целый
комплекс разнообразных профессий (в театре работают: артисты, режиссеры,
сценаристы, костюмеры, модельеры, декораторы, художники-оформители,
билетеры, гардеробщики, охранники, уборщики и пр.).
Режим занятий и объем образовательной Программы
Возрастная
группа
Подготовитель
ная к школе
группа (6-7 лет)

Сроки
освоения
Программы

Количество занятий
в месяц

месяцев

2.09.2024 г.

1

10

Всего часов
в год
10

30.06.2025 г.
Сроки освоения Программы

Систематическое и целенаправленное обучение по Программе
«Безопасная дорога – уровень «я – пешеход» осуществляется на занятиях.
Занятия проводятся в течение учебного года. Обучение происходит 1 раз в месяц.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятия: в
подготовительных к школе группах 30 минут.

11

Уровневость образовательной Программы
Программа имеет стартовый уровень- предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания
образовательной Программы.
Формы обучения
Обучение осуществляется на русском языке. В работе используются
формы: групповые занятия 1 раз в месяц в течении 10 месяцев.
Виды занятий
В работе используются следующие виды занятий: опросы, беседа, тесты
ситуационные задачи, игра-соревнование, интерактивный мини-спектакль,
чтение, рассказ, исследование, интерактивные игры, видео задание, видеоэкскурсии.
Формы подведения результатов
Педагогический мониторинг:
• в начале года с 2.09.2024-6.09.2024,
• конец года с 23.06.2025-27.06.2025.

1.2. Цель и задачи образовательной Программы:
Цель программы: Формирование у
учащихся устойчивых
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и умение практически
применять полученные знания и навыки в жизненных ситуациях.
Задачи программы
Образовательные:
-изучить Правила дорожного движения и другие правила безопасности в сфере
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
-познакомить с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, привить навыки
правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного
происшествия;
-овладеть методами предупреждения ДТП, навыками пропаганды ПДД.
Развивающие:
-развить навыки самоорганизации, самоконтроля;
-поддержать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности
детей как участников дорожного движения.
Воспитательные: формировать:
-самостоятельность в принятии правильных решений;
-убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения Правил
дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

12

-внимательность и
вежливость во
взаимоотношениях
участников
дорожного движения;
-профориентацию на профессии водителя, работника автотранспортного
предприятия, сотрудника ГИБДД;
-навыки здорового образа жизни.
Структура Программы
Программа предполагает 10 уроков и практические занятия к ним.
Содержание урока может включать: теоретическую часть: знакомство с
понятиями улица, дорога, тротуар, светофора, правилами перехода через улицу
(пешеходный переход), правилами поведения в автобусе, закрепление знаний о
видах транспорта и т.д; практическую часть расширение знаний о безопасном
поведении в транспорте, на роликах, о дорожных знаках, видах перекрестков,
участниках дорожного движения, безопасном движении по улице и т.д;
Контроль осуществляется в форме практических заданий для
самостоятельного выполнения и тестов по темам урока, а также с помощью
интерактивных игр.

1.3. Содержание образовательной программы
Формы, методы и средства реализации Программы
Методическое обеспечение программы
При реализации программы применяются формы занятий, позволяющие
максимально приблизить процесс обучения к реальной жизненной ситуации и,
как уже было сказано выше, создать ситуации сотрудничества, взаимодействия
со всеми без исключения его участниками. При изучении теоретического
материала это беседы; инструктажи, ИКТ, индивидуальная самостоятельная
работа. При организации практических занятий, которые планируются
практически по каждой теме – выполнение самостоятельных практических
заданий в реальной дорожной ситуации при переходе дороги, при поездке в
общественном и личном транспорте.
Подбор дидактических материалов, учебно-наглядного пособия (карточки
с проблемными дорожными ситуациями, магнитно-маркерные доски с набором
предметов по тематике, плакаты, инструкции, схемы, фотографии и др.)
содействует развитию памяти, речи, внимания, логического мышления
обучающихся.
Так же для эффективного процесса обучения обучающихся в данной
программе используются следующие формы обучения: традиционные и
нетрадиционные типы занятий: видео задания, видео экскурсии.
Для реализации программы используются следующие методы
обучения:

13

- объяснительно - иллюстративный – сообщение информации с
использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий,
демонстрацию опытов. Обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в
памяти полученные знания.
- частично - поисковый – основным назначением метода является
постепенная подготовка обучающихся к самостоятельному решению проблемы.
- игровой – в данном случае используется в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая форма проведения занятий позволяет организовать
функциональное взаимодействие социальных ролей в комплексной системе:
транспортное средство - пешеход - дорожные знаки - среда.
Постоянный поиск новых форм и методов организации воспитательного
процесса позволяет делать работу с обучающихся более разнообразной,
эмоционально и информационно насыщенной. Немаловажными в работе с
обучающихся являются следующие методы воспитания:
• создание ситуации успеха;
• стимулирование и мотивация;
• методы коррекции и само коррекции поведения;
• воспитывающие ситуации;
• рефлексия.
Учебно- тематический план для воспитанников 6-7 лет
№

Тема

всего

теория

практика

Формы контроля

1.

Введение опрос игра «А
знаешь ли ты дорогу?»
«Что такое безопасный
маршрут?»
«Дорога
и
участники
дорожного
движения,
пешеходные пешеходы»
«Что такое перекресток?
Знакомство с сигналами
светофора»
«Дорожные знаки. Зачем
нужно
их
знать
и
понимать?»
«Я пассажир!» правила
безопасного поведения в
общественных транспорте
и
при
перевозке
в
автомобиле»

1

0

1

опрос, тест.

2

1

1

2

1

1

прохождение
интерактивной игры
проблемная
ситуация

2

1

1

решение карточек

2

1

1

прохождение
интерактивной игры

1

0

1

опрос, тест

2.
3.

4.

5.

6.

14

Итого

10

4

6

Содержание учебно-тематического плана
Тема №1. Введение: игра вопрос-ответ «А знаешь ли ты дорогу?»
Обзорная беседа и видео экскурсия по городу с изучением элементов
улиц и дорог. Знакомство с пешеходной и проезжей части дороги, организацией
движения (разметка, дорожные знаки, указатели, светофоры). Необходимость
строго соблюдения Правил дорожного движения во время движения – залог
безопасности.
Тема №2. «Что такое безопасный маршрут?»
Знакомство детей с безопасным маршрутом — это путь, который дети должны
использовать для перемещения от дома до детского сада или другого места. Он
включает в себя безопасные пешеходные дорожки, переходы через дорогу и
другие элементы, которые помогают детям избегать опасностей и держаться
подальше от потенциальных угроз.
Тема № 3. «Дорога и участники дорожного движения, пешеходные
пешеходы»
Участники дорожного движения — это водители и пассажиры транспортных
средств и пешеходы. Они обязаны выполнять требования Правил дорожного
движения,
сигналов
светофоров,
знаков,
разметки,
распоряжения
регулировщиков и не должны причинять вреда и создавать опасность для
движения.
Тема № 4. «Что такое перекресток? Знакомство с сигналами светофора»
Знакомство с правилами перехода на регулируемом перекрёстке. Уточнить
представление детей о перекрестке и видах перекрестков,
сформировать представления об опасных поворотах транспорта, учить
ориентироваться в опасных ситуациях, отработка в игровой форме навыков
безопасного поведения на перекрестке. Воспитывать наблюдательность,
бдительность, осторожность, дисциплинированность.
Тема № 5. «Дорожные знаки. Зачем нужно их знать и понимать?»
Дорожные знаки способствуют определению направления движения и
информируют водителей и пешеходов об ограничениях скорости, разрешенных
направлениях и других нюансах на дороге. Некоторые дорожные знаки
предупреждают об опасности на дороге и помогают водителям и пешеходам
быть более внимательными и осторожными. Определение дорожного движения
также может включать разметку дороги и светофоры.

15

Тема № 6. «Я пассажир!» правила безопасного поведения в общественных
транспорте и при перевозке в автомобиле»
Познакомить детей с памяткой для пассажиров. Как нужно вести себя на
остановке, при посадке в транспорт, и высадке из него, при проезде в
общественном транспорте.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Предполагаемые результаты
В результате обучения по программе сформируются следующие
знания:
Личностные результаты: уметь:
• ориентироваться в основных терминах и понятиях связанные с применением
Правил дорожного движения в учебных и реальных ситуациях;
• выделять в окружающем мире знаки дорожного движения;
• Уметь на практике применять знания о безопасном движении на дороге в
роли «пешеход».
Метапредметные результаты: уметь:
• определять места для безопасного перехода улиц и дорог;
• соблюдать требования ПДД по безопасному движению в общественном
транспорте;
Предметные результаты: уметь:
• правильно оценивать дорожную ситуацию, поведение участников
дорожного движения;
• предвидеть результат возникшей ситуации и
принимать
правильное (безопасное) решение;
знать:
• обязанности пешеходов, пассажиров;
• назначение дорожной разметки.

II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение
№

Оборудование

Количество

1

Столы детские

15 штук

2

Стулья детские

30 штук

3

Магнитная доска, расположенная на уровне роста детей.

1 штука

16

4

Экран

1 штука

5

Проектор

1 штука

8

Фломастеры на водной основе

15 штук

9

Наборы цветных карандашей на каждого ребенка

30 штук

10

Наборы дорожных знаков

2 штук

11

Ноутбук с выходом в Интернет

1 штука

12

Набор дидактических карточек

15 наборов.

13

Карточки «Профессии»

1 набор

14

Светофор

2 штуки

15

Пособие «Коврограф»

1 штука

16

Дидактическая игра: «Ассоциации», «Назови знак» «Где по одному
правильно
перейти
дорогу»,
«ПДД»,
«Азбука набору
безопасности»,
«Четвертый
лишний»,
«Последовательность», «Где начало, где конец», «Законы
улиц и дорог», «Транспорт», «На прогулке по городу» и
другие.

17

Палочки Кюизенера

5 наборов

18

Блоки Дьенеша

5 наборов

19

Счетные палочки

30 наборов

20

Планшет картонный

15 штук

21

Раздаточный материал

30 наборов

•
•
•
•
•
•
•

Информационное обеспечение
Интерактивные игры:
https://learningapps.org/21872169
https://learningapps.org/16619757
https://learningapps.org/18715270
https://learningapps.org/29519614
Видео-уроки:
https://disk.yandex.ru/i/COr-wlzmOB2fbA
https://disk.yandex.ru/i/V98LidZIXn7BOA
https://disk.yandex.ru/i/l5sICKIefV9llQ
17

• https://451.tvoysadik.ru/?section_id=134
Кадровое обеспечение
Занятия по программе дополнительного образования «Безопасная дорога
уровень «я - пешеход» проводит педагог дополнительного образования:
Калугина Наталья Андреевна, воспитатель 1 КК.
Методические материалы
-набор нормативно-правовых документов;
-наличие утвержденной программы;
-методические разработки по темам программы;
-подборка информационной и справочной литературы;
-подбор дидактических игр;
-диагностический инструментарий;
-видео-уроки по курсу ПДД.

2.2. Формы контроля и оценочные материалы для детей старшего
дошкольного возраста
Критерии оценки результативности Программы
Критериями выполнения программы является стабильный интерес
обучающихся к изучению, выполнению и пропаганде ПДД. Массовость и
активность участия детей в мероприятиях по данной направленности.
Проявление самостоятельности в творческой деятельности.
Виды контроля и самоконтроля:
• предварительный – выявляет исходный уровень подготовки
обучающихся по определенному направлению;
• текущий – выявляет степень усвоения материала, уровень подготовки к
занятиям, заинтересованности;
• тематический – осуществляется периодически, по мере прохождения
новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучающихся;
• итоговый – выявляет степень достижения целей и задач программы
каждым обучающимся.
Система отслеживания и оценивания результатов
Оценка результативности (полнота и качество) реализации программы
осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей мониторинга,
включающих в себя:
• развитие умений и навыков у учащихся безопасного поведения на улицах
и дорогах;

18

• количественные включенности обучающихся в данной возрастной
категории в мероприятия профилактики ДТП;
• Определение правильной позиции в проблемных ситуациях.

3. Список используемой литературы
1. Безопасное колесо [Электронный носитель]: Всероссийский конкурсфестиваль юных инспекторов движения- Ярославль, 2007
2. Бубнов, В. Г. Атлас добровольного спасателя: первая помощь на месте
происшествия/ В. Г. Бубнов-2 изд., испр. и доп.- М.: АСТ:Астрель, 2007.79 с.
3. Бубнов, В. Г. Основы медицинских знаний: учеб. пособие/ В. Г. Бубнов- 2
изд. испр. и доп.- М.: АСТ: Астрель, 2007- 252с.\
4. Добрая дорога детства: Всероссийская газета для детей, педагогов,
родителей- М.: ООО «Стоп-газета-безопасность на дорогах», 2020-2021
5. «Не игра!» [Электронный носитель]: игра для пешеходов- М.: АБТ; Спб.:
Росполитехсофт, 2008
6. Правила дорожного движения. Теория и практика поведения на дороге
[Электронный носитель]: тесты- М.: АБТ; Спб.: Росполитехсофт, 2008.
7. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у дошкольников //
Дошкольное воспитание. 2014. № 1. С. 18—25.
8. Тимофеева Л. Л. Проблемный подход в основе построения занятий со
старшими дошкольниками // Дошкольная педагогика. 2013. № 9 (94). С. 1217.
9. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Планирование
образовательной деятельности в старшей группе: методическое пособие.
— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 192 с.
10.Тимофеева Л. Л., Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Формирование культуры
безопасности.
Планирование
образовательной
деятельности
в
подготовительной к школе группе: методическое пособие / Под общ. ред.
Л. Л. Тимофеевой. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 192 с
11.Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей
дошкольного возраста: учебное пособие. — М.: Педагогическое общество
России, 2005.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».