Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста Азбука спорта

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ-детский сад № 451

Протокол от «27» августа 2024 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ -детский сад № 451
Е.В. Таланова

Приказ от «27» августа 2024 г. № 20-ОД

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста
физкультурно-спортивной направленности
«Азбука спорта»
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательногоучреждения- детский сад № 451
возраст обучающихся 1,5-5 лет

Срок реализации программы: 3 года.

Автор-составитель:
Иванова В.Д.
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург, 2024 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
I.Комплекс основных характеристик

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи общеразвивающей Программы

7

1.3. Содержание общеобразовательной Программы

9

1.4. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы

20

II. Комплекс организационно-педагогических условий

20

2.1. Условия реализации Программы

20

2.2. Формы контроля и оценочные материалы

22

3. Список используемой литературы

29

2

I. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) Программы
Дополнительная образовательная программа «Азбука спорта» имеет
физкультурно-спортивную направленность - ориентирована на укрепление
здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного
мастерства, становления морально-волевых качеств и системы ценностей,
воспитания гармонично развитой личности.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Актуальность данной Программы состоит в том, что в настоящее время
перед дошкольными образовательными организациями остро стоит вопрос о
путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей и созданию
условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области
физической культуры и спорта, удовлетворения индивидуальных потребностей,
обучающихся в занятиях физической культурой и спортом. Современная
физическая культура должна предупреждать заболевания, то есть быть
профилактической. Это решение мы видим в организации дополнительных
занятий в системе дополнительного образования.
Известно, что ребенок развивается в движение. Ученые коррекционной
педагогики доказали связь между развитием движений и речи. Совокупность
движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и
монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой
целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс.
Коррекция нарушенных функций, а также развитие сохранных функций требуют
от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности
мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической,
двигательно-моторной, произвольной).
Азбука спорта – это система двигательных упражнений, в которых
различные движения сочетаются с произнесением специального речевого
материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и
сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых
психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям
внешней и внутренней среды.
Азбука спорта – это комплексная методика, включающая в себя средства
логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Это
система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются
с произнесением специального речевого материала. Это форма активной
терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и
коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге
адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется
костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные
3

функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С
другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь
является одним из основных элементов в двигательно-пространственных
упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц,
способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.
С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп
речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Программа направлена на:
- удовлетворение индивидуальных потребностей дошкольников в занятиях
физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья дошкольников;
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические,
ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие
чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на
формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого
дыхания;
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения,
направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения,
направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных
функций;
- развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым
сопровождением или использованием различных предметов, направленные на
развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
- развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение
объема внимания, его переключаемости.
- развитие восприятия и воображения – игры и упражнения,
способствующие развитию творческих способностей детей.
Новизна программы заключается в стимулировании речевых и
познавательных процессов развития ребёнка, овладение двигательными
навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения с взрослым
и сверстниками.
Отличительная особенность
Одной из особенностей программы является возможность проведения
занятий отдельным курсом, и сочетаемость с любой базовой программой, а также
наличие практических материалов, позволяющих использовать её в семье.
Набор на занятия осуществляется без какого-либо ограничения, без
конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных и специальных
физических данных.
4

Формой проведения занятий является игра. Исключительная ценность
использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка
с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается
способность творческого воображения – базиса различных видов искусства,
происходит освоение и осознание ребенком действительности.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Данная программа построена с учетом основополагающих принципов
здоровьесбережения детей дошкольного возраста. При составлении занятий
учитываются следующие принципы:
1. Принцип
научности.
Подкрепление
всех
коррекционных
и
оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически
апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов.
Занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным
руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы
включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно
с медицинскими работниками детского сада.
3. Принцип системности. Структура занятий должна способствовать
формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и
взаимозависимых единиц.
4. Принцип результативности. Получение положительного результата
развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия
зависит от возраста воспитанников. Одна лексическая тема берется на два
занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических
особенностей детей. Регулярное проведение занятий способствует быстрому
развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный
настрой, учит общению со сверстниками.
5. Принцип активного обучения. На занятиях используются активные
формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания,
импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под
музыку.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил
выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального
развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень
потенциального развития (способность решения задач при соответствующей
помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение
ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее
решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко
выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного
воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип
отбора
лингвистического
материала. Правильно
подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных
5

основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором
отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных
звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная
цель образования - ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его
индивидуальные и возрастные особенности.
Программа основывается на адекватных возрасту формах и методах
работы с детьми раннего, младшего, среднего дошкольного возраста. В данном
образовательном процессе используется групповая форма работы.
Основой всех форм и методов обучения в логопедической ритмике
является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой
нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционновоспитательном
процессе
(логопедическими,
психотерапевтическими,
воспитательными и т. п.).
Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщенности заданий,
интенсивное выполнение которых положительно действует на физическое
состояние детей.
Задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических
функций, проявляющихся в умственной деятельности человека, концентрации
внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливании
двигательной и речевой задачи, точности ответной реакции на них и т.
п. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование
психических и физических сил занимающихся и следующего за этим отдыха,
должно соблюдаться при проведении занятий.
Наглядные методы - обеспечивают яркость чувственного восприятия и
двигательных ощущений:
1) наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание
образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при
преодолении пространства, использование наглядных пособий – кинофильмов,
картин и т.п.;
2) тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную
деятельность;
3) наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.
Словесные методы - помогают осмысливанию поставленной задачи:
1) краткое описание и объяснение новых движений;
2) пояснение, сопровождающее показ движения;
3) указание, необходимое при воспроизведении движения;
4) беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;
5) вопросы для проверки осознания действий;
6) команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать
считалки, игровые зачины и т.п.);
7) образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений
и перевоплощения в игровой образ;
8) словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов
прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает
6

возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и
умения.
Практически методы-обеспечивают действенную проверку правильности
восприятия движения на собственном мышечном-моторных ощущениях.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее
эмоционально-эффективный.
Соревновательный метод- используются в целях совершенствования уже
отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание
коллективизма. Соревнование может быть успешно использована как
воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных
навыков воспитание морального болевых черт личности.
Адресат общеобразовательной Программы
Программа адресована воспитанникам в возрасте 1,5-5 лет. Срок
реализации Программы 3 года. Число детей, одновременно находящихся в
группе минимальное 12 детей, максимальное 15 детей.
Характеристика особенностей физического развития детей 1,5-2лет
•
•
•
•
•
•
•

К одному году:
ребенок проявляет двигательную активность в освоении пространственной
среды, используя движения ползания, лазанья, хватания, бросания;
манипулирует предметами, начинает осваивать самостоятельную ходьбу;
ребенок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет
радость в ответ на общение со взрослым;
ребенок понимает речь взрослого, откликается на свое имя, положительно
реагирует на знакомых людей, имена близких родственников;
ребенок выполняет простые просьбы взрослого, понимает и адекватно
реагирует на слова, регулирующие поведение (можно, нельзя и др.);
ребенок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям;
ребенок эмоционально реагирует на музыку, пение, игры-забавы,к
звучанию разных музыкальных инструментов;
ребенок активно действует с игрушками, подражая действиям взрослых
(катает машинку, кормит собачку, качает куклу и т.п.).

Характеристика особенностей физического развития детей 2-3 лет
Третий год жизни – важный этап в развитии ребёнка. Темп физического
развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения
совершенствуются. Однако, опорно-двигательный аппарата развит сравнительно
слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны,
направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы. Активное
торможение плохо развито. Ребёнок ещё не умеет самостоятельно регулировать
скорость, силу, и амплитуду движений.
Интенсивно развивается двигательная активности, которая характеризуется
недостаточно сформированной уровнем произвольности. Особенностью
7

формирования у детей двигательных навыков на данном возрастном этапе
является многократное повторение одних и тех же движений. Дети владеют
основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с
предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.
Характеристика особенностей физического развития детей 3-4 лет
К четырём годам дети хорошо владеют в общих чертах всеми видами
основных движений, возникает необходимость в двигательной импровизации, но
они ещё не умеют соразмерять свои силы и возможности. Убедившись в
трудности выполнения какого-либо упражнения, ребёнок, проделывает его лишь
в общих чертах, не добиваясь завершения, что обусловлено неустойчивостью
волевых усилий. Двигательная активность детей во многом обусловлена
достаточно большим двигательным запасом и хорошей пространственной
ориентировкой. Они стремятся к разным сочетаниям физкультурных пособий.
Как чрезмерно подвижным, так и малоподвижным детям необходима помощь
взрослого, который поможет показать разнообразные действия с пособиями:
мячом, обручем, скакалкой и т.д. Важной задачей является формирование у
детей положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.
Ребёнку трёх лет свойственна склонность к подражанию сверстникам, вместе с
тем дети этого возраста более самостоятельны в выполнении упражнений.
3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями
(ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению
соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных
видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои
силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным
воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам
ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в
стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд);
перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего
20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений,
при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
Характеристика особенностей физического развития детей 4-5 лет
К четырем годам:
• ребенок демонстрирует положительное отношение к разнообразным
физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным
двигательным действиям (бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и
подвижным играм;
• ребенок проявляет элементы самостоятельности в двигательной
деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к
выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие
правила построения и перестроения, выполняет ритмические
упражнения под музыку;
8

• ребенок демонстрирует координацию движений при выполнении
упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках,
способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на
другое, выполнять движения в общем для всех темпе;
• ребенок охотно включается в совместную деятельность со взрослым,
подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и
комментирует его действия в процессе совместной деятельности;
• ребенок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки,
кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в
роде, числе и падеже, повторяет за педагогом рассказы из 3-4
предложений, пересказывает знакомые литературные произведения,
использует речевые формы вежливого общения;
• ребенок демонстрирует умения вступать в речевое общение со
знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на
вопросы, используя простые распространенные предложения;
проявляет речевую активность в общении со сверстником;
• ребенок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки,
короткие стихи;
• ребенок демонстрирует познавательную активность в деятельности,
проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении
и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками полученные
представления о предметах и объектах ближайшего окружения, задает
вопросы констатирующего и проблемного характера;
• ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает
знакомые произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость,
различает музыкальные ритмы, передает их в движении;
• ребенок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает
на себя роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания,
использует предметы-заместители, разворачивает несложный игровой
сюжет из нескольких эпизодов.
Режим занятий и объем общеразвивающей Программ
Возрастная
группа

Сроки
освоения
Программы

Количество
минут в
неделю

Количество занятий
неделю

месяц

год

Всего
часов
в год

Группы
раннего
возраста (1,53 лет)

2.09.2024 г.
30.06.2025 г.

20

2

8

80

80

Младшая
группа (3-4
года)

2.09.2024 г.
30.06.2025 г.

30

2

8

80

80

9

Средняя
группа (4-5
лет)

2.09.2024 г.
30.06.2025 г.

40

2

8

80

80

Сроки освоения Программы
Систематическое и целенаправленное обучение по Программе «Азбука
спорта» осуществляется на занятиях. Занятия проводятся в течение учебного
года. Обучение происходит 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 3 года
обучения.
Уровневость общеобразовательной Программы
Программа имеет стартовый уровень- предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания
общеразвивающей Программы.
Формы обучения
Обучение осуществляется на русском. В работе используются следующие
методы: показ взрослого, словесные объяснения, демонстрация схем и
видеоматериалов.
В работе используются формы: групповые занятия 2 раза в неделю в
течение 10 месяцев. Продолжительность занятия: группы раннего возраста (1,53 лет) 10 минут, младшая группа 3-4 года 15 минут, средняя 20 минут.
Программа предполагает обучение дошкольников 1,5-5 лет, параллельно
которому идет включение воспитательного процесса, организованного через
тренировку. Данный процесс происходит не стихийно, а в результате
целенаправленного педагогического воздействия.
Виды занятия
В работе используются следующие виды занятий: словесные объяснения,
музыкальное сопровождение, демонстрация схем и видеоматериалов,
контрольное занятие, практические занятия.
Структура занятий: каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная (приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и
проведение ритмической разминки)
2. Основная (разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых
упражнений),
3. Заключительная (упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию,
различными видами спокойной ходьбы)

10

Вводная часть включает приветствие, объявление педагогом темы
предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Вводная часть
составляет примерно 10% от времени всего занятия.
Задача ритмической разминки – подготовить организм ребёнка к
предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды
двигательных упражнений под музыку: ходьбу спокойного характера,
энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления, с
перестроениями, а также со сменой видов движений.
Основная часть составляет 70-80% времени занятия. В зависимости от
поставленных задач она включает в себя разнообразные виды музыкальных,
двигательных и речевых упражнений:
• музыкально-ритмические игры, развивающие чувство ритма;
• музыкальные игры, способствующие развитию внимания, умению
ориентироваться в пространстве;
• пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики;
• упражнения под музыку на развитие общей моторики;
• коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны
общения и позитивного самоощущения;
• упражнения на релаксацию;
• песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности
и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти,
координационного тренинга;
• упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной
сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
• упражнения на развитие словотворчества, расширение активного
словарного запаса детей.
Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10-15% от
общего времени). Заканчивается любое занятие упражнениями на
восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и
лёгкого бега. Заключительная часть, кроме того, предполагает подведение
итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, называют тему пройденного
занятия, закрепляют полученные на нём знания в виде новых слов, выражений
или информации об окружающем мире. В заключение педагог даёт оценку
работы детей на занятии.
Учет работы по Программе проводится путем ежемесячного ведения
табеля посещения детей кружковой деятельности и предоставление отчета о
проведенных кружковых занятиях. Также педагог в конце учебного года
представляет творческий отчет о результатах реализации программы в виде
презентации и аналитическую справку по итогам педагогической диагностики
воспитанников.
Формы проведения результатов
• Педагогический мониторинг.

1.2. Цель и задачи общеразвивающей Программы
11

Программа разработана в соответствии:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Редакция 08.08.2024 N 329-ФЗ. (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.09.2024)
•
Федеральный закон Российской Федерации 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(Редакция от 28.04.2023, вступ. в силу с 28.04.2023)
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.20.22 № 678-р.
•
Стратегия развития воспитание в Российской Федерации на период
до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
29.05.2015 № 996-р).
•
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучение, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее-СаНПиН).
•
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
•
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации 22 сентября 2021 г. N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629, вступает в силу с 01.03.2023 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам (далее-Порядок)».
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
•
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации
05.08.2020 номер 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
•
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендацией по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
уровневые программы)».
•
Письмо Минобороны науки от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
12

рекомендациями по организации образовательная деятельность с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).
•
Письмо 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
•
Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области за
период до 2035 года».
•
Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждение
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
Цель Программы – укрепление здоровья и содействие правильному
физическому развитию, а также разносторонней физической подготовки детей
дошкольного возраста в процессе проведения занятий в системе
дополнительного образования.
Задачи:
воспитательные:
• воспитывать ценностное отношения к здоровому образу жизни;
• воспитать потребность в самостоятельных занятиях физической
культурой;
• воспитывать дисциплинированность, настойчивость, стремлению к
саморазвитию, уважительное отношение к результатам труда своего и
сверстников.
обучающие:
• формировать двигательные умения и навыки;
• развивать пространственные представления;
• развивать переключаемость и координацию движений;
• развивать ритмическую выразительность;
• развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
• развивать коммуникативные умения и навыки;
развивающие:
• формировать двигательные умения и навыки
• развивать координацию, переключаемость движений
• развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
• развивать тонкие движения пальцев рук
13

• укреплять костно-мышечный аппарат
• формировать правильную осанку, походку
• развивать умение взаимодействовать в командной работе.

1.3. Содержание общеобразовательной программы
Описание образовательной деятельности.
Программа рассчитана на 3 года обучения, для детей 1,5-5 лет.
Программа соответствует современным требованиям к образовательной
программе:
1. Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное
развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью.
2. В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей
индивидуальной и коррекционной работы с детьми.
3. В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип
единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.
4. Содержание программы ориентировано на создание психологического
комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
5. Программа оснащена практическими материалами и пособиями для
индивидуальных и групповых занятий.
В данном образовательном процессе используется групповая форма работы.
Основой всех форм и методов обучения в ритмике является избираемый
педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание
с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе
(логопедическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.).
Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщенности заданий,
интенсивное выполнение которых положительно действует на физическое
состояние детей.
Задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических
функций, проявляющихся в умственной деятельности человека, концентрации
внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливании
двигательной и речевой задачи, точности ответной реакции на них и т.
п. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование
психических и физических сил занимающихся и следующего за этим отдыха,
должно соблюдаться при проведении занятий.

Содержание
Начало учебного
года

Календарно-учебный график
Возрастные группы
группы раннего
младшая группа
возраста (1,5-3 лет)
(3-4 года)
02.09.2024
02.09.2024

средняя группа
(4-5 лет)
02.09.2024

14

Окончание
учебного года
Продолжительн
ость уч. года,
всего, в том
числе:
I полугодие
Новогодние
каникулы
II полугодие

30.06.2025

80 занятий

80 занятий

80 занятий

80 занятий

80 занятий

32 занятия

32 занятия

32 занятия

30.12.2024-8.01.2025 30.12.2024-8.01.2025

Объем
образовательной
нагрузки
в
неделю
Сроки
проведения
мониторинга

30.12.2024-8.01.2025

48 занятия

48 занятия

48 занятия

20 минут

30 минут

40 минут

23.06 - 27-06.2025

23.06 - 27-06.2025

02.09 - 6.09.2024
23.06 - 27-06.2025

Схема занятия
№
1

Часть занятия

Содержание занятий
Вступительная часть

Подготовительная
часть

Упражнения на тренировку внимания
Упражнения на координацию движений
Упражнения под музыку на снятие эмоционального
и мышечного напряжения

2

Подвижные и малоподвижные игры

Основная часть

Счетные упражнения
Упражнения на координацию речи с движением
Упражнения на развитие чувства ритма и темпа

3

Заключительная часть

Дыхательные упражнения
Подведение итогов

Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование разделов и Количество часов
Формы
тем
всего теория практика аттестации/контроля

1

Теоретическая

2

2

-

беседа
15

2

ОФП
(основная 18
физическая подготовка)

5

13

-

3

СФП
(специальная 10
физическая подготовка)

2

8

беседа, самоконтроль.

4

Техническая

8

1

7

беседа, самоконтроль.

5

Тактическая

8

2

6

беседа, самоконтроль.

6

Игровая

12

2

10

беседа, самоконтроль.

7

Соревновательная

8

3

5

беседа, самоконтроль.

8

Восстановительные
мероприятия

8

1

7

беседа, самоконтроль.

9

Контрольные испытания

2

-

2

беседа, самоконтроль.

16

Педагогический
мониторинг

2

-

2

Проводиться в начале
года (сентябрь) и в
конце года (июнь)

80

16

64

Итого

Содержание учебно-тематического плана
Месяц

Темы занятия
группы раннего
возраста

Сентябрь Я и мир

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Темы занятия
младшей группы

Прогулка

Темы занятия
средней группы

Детский сад

По дорожке

Овощи
Фрукты
Я и мое тело
Осень

Карусель
Машина
Белочка и ежик
Листочки

Дикие
звери
наших лесов
Перелетные
птицы
Моя семья
Транспорт
Игрушки
Мой дом
Одежда
Обувь
Зима

Самолет

Осеннее
путешествие
Виноватая
тучка
Грибники
Колобок
Белки и ветерок
Магазин
игрушек
Пони

Поход

Крош

Магазин игрушек
Буратино
Осенние капельки
Остановка
Зима
Теремок
Снежинки

Я – строитель
Бегемотики
Стройка
Кубики
Зимушка-зима
Следы на снегу
Санки

Количество
занятий

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
16

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Итого

Новый год
Снеговичок
Сказки

Замок
Согревалочка
Снеговики

Матрешки
Сугробы
У
леса
на
опушке
Мебель
Саночки
Льдина
Инструменты
Маша и снеговик Заморозка
Зимующие птицы Мышиная семейка Замок
Продукты
Варись кашка
Тики так
питания
Защитники
Мамины
Мышеловка
Отечества
помощники
Моя страна
Защитники
Мышки спят
Мамин праздник Три кота и котята Друзья
Посуда
Бабочки
Большая стирка
Профессии
Птички
Бабушка,
испеки
оладушки
Часы и время
Веселые котята
Хитрый кот
День смеха
Птичий двор
Космос
Весна
Озорные лучики
Капитошка
Спорт
Четверо лягушат
Солнышко
Домашние звери Капель
Метеориты
Домашние птицы Насекомые
Цирковое
представление
День Победы
Жуки
Жонглеры
Цветы и травы
Строим дом
Деткиконфетки
Здравствуй, лето! Перышко
Артисты
Паучок
Паутинка
Карусель
Море
Домик на дереве
Колокольчики
Солнышко
Гусеница
Велосипеды
лучистое
Педагогическая диагностика

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
80 занятий

В структуру занятий включены следующие виды упражнений:
1. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям
дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
3. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный
аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов
артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над
17

артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает
подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
4. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха.
5. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность
быстро реагировать на смену деятельности.
6. Упражнения-чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их
помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные
движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У
детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
7. Речевые игры могут быть представлены в различных видах:
ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со
звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах,
театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего
стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки,
считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает
выполнение логоритмических задач.
8. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации
сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в
ритмической основе слов, фраз.
9. Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие
подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,
развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому
развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях,
проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.
Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание
несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
10. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах
развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание,
память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение
музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на
занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных
инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек,
наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек,
«стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки,
«шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
11. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения;
обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
12. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации
слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену
движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания,
ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
18

Методы реализации учебной Программы
- объяснение, инструктирование;
- демонстрация, выполнение упражнений, самостоятельная работа;
- контроль, анализ и корректировка учебного процесса.
Структура занятия
Группа раннего возраста
1. Вводная часть (1-2минут).
- построение, создание позитивного настроя на занятие
- разминка: ОРУ, вариации ходьбы и легкого бега по кругу (с мячом и без)
2. Основная часть (4-5 минут).
- изучаются новые, закрепляются старые техники владения мячом - чередование
с упражнениями на гибкость и дыхательной гимнастикой, игровыми моментами;
- упражнения для укрепления основных групп мышц, в том числе: для мышц
живота и спины, для укрепления мышц ног, для развития стоп, для развития
плевого пояса, акробатические элементы, на равновесие;
- игра в командах на счёт;
3.Заключительная часть (2-3 минут).
-постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим
видам деятельности;
- подведение итогов, поощрение детей.
Младшая группа
1. Вводная часть (2-3 минут).
- построение, создание позитивного настроя на занятие
- разминка: ОРУ, вариации ходьбы и легкого бега по кругу (с мячом и без)
2. Основная часть (7-9 минут).
- изучаются новые, закрепляются старые техники владения мячом - чередование
с упражнениями на гибкость и дыхательной гимнастикой, игровыми моментами;
- упражнения для укрепления основных групп мышц, в том числе: для мышц
живота и спины, для укрепления мышц ног, для развития стоп, для развития
плевого пояса, акробатические элементы, на равновесие;
- игра в командах на счёт;
3.Заключительная часть (2-3 минут).
-постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим
видам деятельности;
- подведение итогов, поощрение детей.
19

Средняя группа
1. Вводная часть (2-3 минут).
- построение, создание позитивного настроя на занятие
- разминка: ОРУ, вариации ходьбы и легкого бега по кругу (с мячом и без)
2. Основная часть (12-14 минут).
- изучаются новые, закрепляются старые техники владения мячом - чередование
с упражнениями на гибкость и дыхательной гимнастикой, игровыми моментами;
- упражнения для укрепления основных групп мышц, в том числе: для мышц
живота и спины, для укрепления мышц ног, для развития стоп, для развития
плевого пояса, акробатические элементы, на равновесие;
- игра в командах на счёт;
3.Заключительная часть (2-3минут).
-постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим
видам деятельности;
- подведение итогов, поощрение детей.

1.4. Планируемые результаты
В ходе реализации Программы ребёнок будет:
• ритмично выполняет движение в соответствии со словами,
выразительно передавая заданных характер, образ;
• управлять своим голосом и интонационной выразительности речи;
• правильно дышать во время выполнения упражнений;
• обладать достаточно подвижностью артикуляционного аппарата;
• выполнять оздоровительную упражнения для улучшения осанки,
дыхательных и пальчиковых упражнений, самомассаж лица и тела,
психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц
тела она преодоление двигательного автоматизма;
• ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,
перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды
ходьбы и бега;
• координировать движение в мелких мышечных группах пальцев
руки кистей, быстро реагировать на смену движения.

II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение
20

Занятия проводятся в музыкально-физкультурном зале МБДОУ- детский
сад № 451, находящийся по адресу 620144 г. Екатеринбург, улица Отто Шмидта
121. Развивающая среда зала соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", ФГОС ДО обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Место проведения занятий: музыкально-физкультурный зал.
Материалы и Конусы сигнальные
оборудование: Массажная балансировочная полусфера 9*17 см.
Шнуровки
Сказочные персонажи
Ленты
Обруч облегченный диаметр 80 см.
Массажный мячик
Скамья гимнастическая деревянная
Стенка шведская детская цветная 700*1800 см
Спортивный мат
Палка гимнастическая пластмассовая 106 см.
Палка гимнастическая пластмассовая с флажком 53
см
Флажок детский на деревянной палочке (4 цвета)
Погремушки
УчебноСхемы
наглядные
пособия
Технические
Проекционный экран
средства
Проектор мультимедийный
обучения
Ноутбук

15 шт
8 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
2 шт.
2 шт.
2 шт.
15 шт.
3 шт.
1 наб.
15 шт

1 шт.
1 шт.
1 шт.

Информационное обеспечение
- Видеофильмы: учебно-методические; видеоотчеты о проведенных
занятий;
- Рекомендации для родителей на информационных стендах и сайте
ДОУ.
Кадровое обеспечение.
Занятия по программе дополнительного образования «Азбука спорта»
проводит педагог дополнительного образования: Иванова Вероника
Дмитриевна.
Основные обязанности педагога дополнительного образования:
- комплектует состав обучающихся детского объединения и принимает
меры по его сохранению в течении срока обучения;
21

- осуществляет реализацию дополнительной образовательной Программы;
- обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и
методов работы (обучения), исходя из психофизической целесообразности;
- обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся;
- составляет планы и Программы занятий, обеспечивает их выполнение;
ведет установленную документацию и отчетность;
- выявляет творческие способности обучающихся, способствует их
развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и
склонностей;
- поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей
с ограниченными возможностями здоровья;
- оказывает в пределах своей компетенции консультативную помощь
родителям (лицам, их заменяющим), а также другим педагогическим работникам
образовательного учреждения;
- выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся
в период образовательного процесса;
- оперативно извещает руководство МБДОУ о каждом несчастном случае,
принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
- проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на занятиях с
обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.
Методические материалы
- Белая А.Е., Мирясова В.Н. Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников. – М., 2000.
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным
сопровождением. – СПб., 1999.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - СПб.,1999.
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М., 1997.
- Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. От рождения до
школы». М.- «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014
- Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7
лет. От рождения до школы». М.- «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016
- Николаева Н. И. «Школа мяча» СПб: Детство – пресс, 2008г.
- Коротков И. М. «Подвижные игры для детей». М.: «Советская Россия»,
1987г.

2.2. Формы контроля и оценочные материалы
Диагностика детей проводится дважды за учебный год для детей от 3 лет: в
начале (вводная диагностика) и конце года (итоговая), для детей 2 лет – только в
конце учебного года. Подведение итогов складывается из диагностики детей по
авторским и адаптированным методикам и результатов анкетирования
родителей обучающихся. Также формами подведения итогов по программе
22

являются: открытые занятия (в конце каждого полугодия) и выпускной
(демонстрация результатов обучающихся).

№

1.

Критерии
Навыки
социального
поведения

Показатели
Вежливое, не
агрессивное
обращение со
сверстниками

Коммуникативны
е навыки

Возраст

Возраст

2 – 3 года

3 – 4 года
Самостоятельно
е приветствие,
прощание,
вежливое
обращение к
педагогу и
другим детям и
их родителям.

Дети
приветствуют,
прощаются,
вежливо
обращаются к
педагогу и
другим детям
самостоятельно
или после
напоминания
взрослого.
Участие в играх
по
самостоятельно
или со
взрослым.

Ребенок охотно
Наличие желания посещает
посещать занятия занятия
(по оценке
родителей,
законных
представителей)

Оценка наличия
навыков
социального
поведения

Самостоятельно
е, активное
участие в играх.

Методы и
формы контроля
Метод –
наблюдение,
(отмечается
наличие «+» или
отсутствие «-»
сформированног
о навыка),
адаптированная
методика
Козыревой Л.М.
«Дневник
развития
ребёнка от 1
года до 4 лет».

Ребенок охотно
посещает
занятия

Высокий уровень: (+++) - наличие сформированных всех указанных
навыков;
Средний уровень: (++ -) – наличие сформированного одного из
указанных навыков или обоих, но не ярко выраженных;
Низкий уровень: (+ - -) – навыки социального поведения не
сформированя или только начали формироваться.

23

2.

Координация
движений

Скоординирован
ность движений
в хороводных
играх

Подражательные
движения
(пантомима)

Наличие желания
показать свои
умения (по
оценке
родителей,
законных
представителей)

Оценка общего
уровня
координации
движений

При помощи
взрослого дети
выполняют
упражнения:
- движение в
хороводе в
разных
направлениях;
- Не сложные
движения рук и
ног, поскоки,
прыжки.
При помощи
взрослого дети
пытаются
выполнить
подражательные
движения.

Дети
самостоятельно
выполняют
движение в
хороводе в
разных
направлениях,
- Не сложные
движения рук и
ног, поскоки,
прыжки.

Показывает
дома, чему
научился на
занятии
(пальчиковые
игры,
подвижные игры
танцы и т.д.)?

Показывает
дома, чему
научился на
занятии
(пальчиковые
игры,
подвижные игры
танцы и т.д.)?

Самостоятельно
выполняют
подражательные
движения.

Метод –
наблюдение,
(отмечается
наличие «+» или
отсутствие «-»
сформированног
о умения),
адаптированная
методика
Козыревой Л.М.
«Дневник
развития
ребёнка от 1
года до 4 лет».

Высокий уровень: (+++) - наличие сформированных всех указанных
навыков;
Средний уровень: (+ + -) – наличие сформированного одного из
указанных навыков или обоих, но не ярко выраженных;
Низкий уровень: (- - -) – навыки не сформировались или только начали
формироваться.

24

3.

Мелкая
моторика

Манипулят
ивная
деятельност
ьс
предметами

При помощи
взрослого дети
выполняют
манипуляций с
предметами
(шумовыми
инструментами,
мячами,
игрушками,
лентами и т.д.);
- выполнение
пальчиковых
упражнений с
помощью
взрослого.

Самостоятельно
выполняют
манипуляции с
предметами
(шумовыми
инструментами,
мячами,
игрушками,
лентами,
муляжами и т.д.);
- выполнение
пальчиковых
упражнений
самостоятельно.

Метод –
наблюдение,
(отмечается
наличие «+» или
отсутствие «-»
сформированног
о умения),
адаптированная
методика
Козыревой Л.М.
«Дневник
развития
ребёнка от 1
года до 4 лет».

Улучшилась
Улучшилась
координация
координация
движений, мелкая
движений,
моторикаребёнка
мелкая
моторика
ребёнка
Высокий уровень: (++) - наличие сформированных всех указанных
навыков;
Средний уровень: (+ -) – наличие сформированного одного из указанных
навыков или обоих, но не ярко выраженных;
Низкий уровень: (- -) – навыки не сформировались или только начали
формироваться.
Пересказ
Метод - беседа,
Охотно
рассказывает, что (отмечается
наличие «+» или
делали на
отсутствие «-»
занятии,
сформированног
пересказывает
о умения),
сюжет занятия
адаптированная
В речи
В речи
Расширение
методика
появляются
появляются
активного
Козыревой Л.М.
новые слова,
новые слова,
словаря
«Дневник
ребёнок ими
ребёнок ими
развития
активно
активно
ребёнка от 1
пользуется
пользуется
года до 4 лет».
Для детей 3 – 4 года.
Высокий уровень: (++) - наличие сформированных всех указанных
навыков;
Средний уровень: (+ -) – наличие сформированного одного из указанных
навыков или обоих, но не ярко выраженных;
Низкий уровень: (- -) – навыки не сформировались или только начали
формироваться.
Для детей 2 – 3 года.
Высокий уровень: (+) - наличие сформированных всех указанных
навыков.
Низкий уровень: (-) – навыки не сформировались или только начали
сформировываться
Оценка
родителей
(законных
представител
ей)

Оценка общего
уровня мелкой
моторики

4.

Речь

Оценка общего
уровня речи

25

Методика выявления уровня развития чувства ритма и уровня
сформированности танцевальных движений детей
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Критерии:
• высокий - 3 балла,
• средний - 2 балла,
• низкий – 1 балл.
1. Движение
1) Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями:
• высокий – ребенок самостоятельно, четко производит смену движений в
соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и конец
музыки;
• средний – производит смену движений с запаздыванием, по показу
взрослого;
• низкий -смену движений не производит, не чувствует начало и конец
музыки.
2) Соответствие движений ритму музыки:
• высокий – ребенок четко, ритмично выполняет движения;
• средний – выполняет движения с ошибками;
• низкий – движения выполняются неритмично.
3) Соответствие движений темпу музыки:
• высокий – ребенок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это
сменой движения;
• средний – чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по
показу взрослого или других детей;
• низкий – не чувствует смену темпа, движения меняет с большим
опозданием.
4) Координация движений и внимания («Ритмическое эхо» со звучащими
жестами в умеренном темпе)
• высокий – ребенок выполняет все движения без ошибок;
• средний – допускает 1-2 ошибки;
• низкий – не справляется с заданием.
2. Воспроизведение метра и ритма
1) Воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в
хлопках:
• высокий – ребенок точно воспроизводит метрическую пульсацию
музыкально произведения;
• средний – на протяжении выполнения задания кратковременно теряет
ощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом справлется с
заданием;
• низкий – беспорядочные хлопки.
2) Воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или свое пение
26

• высокий – ребенок точно воспроизводит ритмический рисунок без
ошибок;
• средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
• низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок.
Взаимодействие с семьей
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума,
который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую
очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах
по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями.
Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в
этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
В современных условиях детский сад призван не только обеспечить
качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей.
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым
"критическим" периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде
происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование
нервной высшей деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой
истощаемостью. Поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом
частоты пограничных состояний и невротических реакций. Вместе с тем это
время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от
окружающих взрослых - родителей, педагогов. Общепризнано, что фундамент
здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада
является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию
и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного
микроклимата.
В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" одной
из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с
семьей для обеспечения полноценного развития ребенка". С этой позиции в
центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей
должны находиться семья и детский сад как две основные социальные
структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. Таким образом,
чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных
периодов жизни, необходима огромная работа с семьей.
Цель сотрудничества детского сада с семьей по вопросам физического
воспитания и укрепления здоровья детей – воспитывать физически развитого,
жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к
своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни, но это возможно
только в том случае, если фундаментом станет совместная работа родителей и
ДОУ.
Принципы работы:
• Принцип обеспечения органической связи и единства в работе
детского сада и семьи, осуществление систематической связи детского сада
и семьи.
27

• Принцип взаимного доверия во взаимоотношениях между педагогом

и родителем, понимание нужд и интересов ребёнка;
• Принцип взаимопомощи в совместной работе по воспитанию
дошкольника;
• Принцип использования эффективных и разнообразных форм
работы с семьями;
• Принцип изучения лучшего опыта семейного воспитания,
пропаганда его среди широкого круга родителей.

Алгоритм совместной физкультурно-спортивной работы дошкольного
образовательного учреждения с семьей.
1.Анкетирование родителей, в рамках мониторинга физического развития и
оздоровления детей с целью выявления знаний и умений родителей в области
здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей,
выполнения режимных моментов в семье;
2.Совместно с педиатром и медицинскими работниками изучение состояния
здоровья детей, анализ заболеваний за предыдущий период времени;
3.Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья
ребенка и его психомоторного развития;
4.Создание в дошкольном образовательном учреждении и семье условий для
укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей (создание зон
различных видов физической активности, использование закаливающих
процедур.
5.Проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде
здорового образа жизни.
6.Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной
работы в дошкольном образовательном учреждении;
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более
доверительные отношения между родителями и детьми. Использование
досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной
эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения,
в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять
педагогическую информацию.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей
предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и
психологического развития детей, рациональными методами и приемами
воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная
28

роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как
собрания, групповые консультации и др.

3. Список используемой литературы
1. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду:
Методическое пособие. 2.Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических
занятий с детьми 4 – 5 лет.
2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: сценарии занятий с детьми
3 – 4 лет. [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Козырева Л.М. Дневник развития ребёнка от года до четырёх лет. Нормы
развития, тесты, наблюдения родителей [Текст] / Л. М. Козырева. –
Ярославль: Академия развития, 2008.
4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.,
2000.
5. Кузнецова В.М. В поиске ради здоровья. – Мурманск, 1996.
6. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для
детей тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Е.В. Кузнецова – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2004.
7. Леонтьева О.Т. Карл Орф. [Текст] / О.Т. Леонтьева. - М.: Музыка, 1984. 334 с.
8. Лизунова С. Логоритмитка. Пальчиковые игры [Текст] / С. Лизунова //
Музыкальная палитра. - 2002.- №2.- С 27-28.
9. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб., 1997.
10. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях
[Текст] / Н.Г. Метельская. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
11. Скворчук Е. Эвритмическая гимнастика [Текст] / Е. Скворчук.Дошкольное воспитание.- 2007.- №10. – С.16-19.
12. Честнова Г. Ритмические упражнения. Разновозрастная группа [Текст] /
Г. Честнова. - Дошкольное воспитание 2008.- №10.- С 47-49.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».