Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста художественной направленности «Танцевальная ритмическая студия «Непоседушки»

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ-детский сад № 451
Протокол от «27» августа 2024 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ -детский сад № 451
_______________________Е.В. Таланова
Приказ от «27» августа 2024 г. № 20-ОД

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей дошкольного
возраста художественной направленности
«Танцевальная ритмическая студия «Непоседушки»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения- детский сад № 451
Возраст обучающихся: 2-5 лет

Срок реализации программы:
1 год.

Разработчик:
Бурдакова Марина Евгеньевна

Екатеринбург, 2024 г.
1

Содержание
I.Комплекс основных характеристик

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи образовательной Программы

8

1.3. Содержание образовательной Программы

9

1.4. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы

17

II. Комплекс организационно-педагогических условий

18

2.1. Условия реализации Программы

18

2.2. Формы контроля и оценочные материалы

19

3. Список используемой литературы

20

2

I.Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для
детей дошкольного возраста художественной направленности «Танцевальная
ритмическая студия «Непоседушки» разработана педагогом дополнительного
образования первой категории, имеющей специальное образованиемузыкальный руководитель и стаж более 30 лет. Программа ориентированы на
развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и
культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию
творческой личности, получению воспитанниками основ будущего
профессионального образования. Основной целью данного направления
является: раскрытие творческих способностей дошкольников, нравственное и
художественно- эстетическое развитие личности ребёнка.
Танец возник в глубокой древности из разнообразных движений и
жестов, связанных трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями
от окружающего мира. Постепенно движения изменялись, обобщались, и
сформировалось искусство танца. Танец оказывает большое эмоциональное
воздействие на исполнителей и зрителей, поэтому используется широко, как
средство художественного, эстетического и нравственного воспитания.
Плавные движения под мелодичную музыку или озорные ритмичные пляски
доставляют наслаждение детям и являются одним из любимых видов
двигательной деятельности дошкольников.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для
детей дошкольного возраста художественной направленности «Танцевальная
ритмическая студия «Непоседушки» для реализации дополнительных
общеразвивающих программ разработана на основании:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Редакция 08.08.2024 N 329-ФЗ. (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.09.2024)
• Федеральный закон Российской Федерации 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Редакция от
28.04.2023, вступ. в силу с 28.04.2023)
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.20.22 № 678-р.
• Стратегия развития воспитание в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
29.05.2015 № 996-р).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
3

•

•
•

•
•

•

•

•

•
•

Федерации 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучение, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далееСаНПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
22 сентября 2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629, вступает в силу с 01.03.2023 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам (далее-Порядок)».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации
05.08.2020 номер 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендацией по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
уровневые программы)».
Письмо Минобороны науки от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательная деятельность с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»).
Письмо 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области за период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждение Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
4

социальным сертификатом».
Актуальность программы: предполагает целенаправленною работу по
обеспечению воспитанников дополнительной возможностью удовлетворения
творческих потребностей для духовного, интеллектуального развития,
посредствам приобщения их к миру танца, народной, эстрадной и классической
музыки.
Отличительная особенность
Новизна Программы состоит в личностно-ориентированном обучении.
Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать
каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации
своих способностей, как в коллективе, так и индивидуально.
Отличительная особенность Программы: приобщение детей к
музыкально-ритмической деятельности с раннего возраста (2 года) на основе
«вовлекающего» показа педагога. Педагогическая целесообразность
Программы заключается в том, что, как известно, чем раньше мы дадим детям
гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более
гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как
движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его
личности. Меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти,
мышления, формированием красивой осанки.
Принципы при построении Программы:
Программа построена с учетом следующих принципов:
• Принцип систематичности обуславливает необходимость
последовательности, преемственности и регулярности при формировании
у детей знаний, двигательных умений и навыков.
• Принцип постепенности: построение занятий в соответствии с правилами
– «от простого к сложному», «от известного к неизвестному».
Постепенность обеспечивается постепенным усложнением изучаемых
движений, чередованием нагрузки и отдыха.
• Принцип индивидуальности: осуществление индивидуального подхода к
детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического
развития.
• Принцип доступности: соответствие задач, средств, методов,
танцевально-ритмических композиций возрастным возможностям и
уровню подготовки детей.
• Принцип наглядности: четкий, грамотный показ преподавателем
упражнений и элементов танца.
• Принцип творчества: обеспечение возможности для каждого ребенка
возможности приобретения собственного опыта творческой
деятельности.

5

Адресат образовательной Программы:
Программа адресована воспитанникам в возрасте от 2-5 лет. Срок
реализации Программы 1 год. Число детей, одновременно находящихся в группе
минимальное 20 детей, максимальное 30 детей.
Возрастные особенности детей 2-3 лет.
У ребенка 2-3 лет развита крупная моторика, он активно использует
освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за
взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого,
выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам.
Ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им. Понимает и выполняет простые поручения взрослого, ребёнок
стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
Дети этого возраста способны направлять свои действия на достижение
простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и
в какой последовательности продвигаться к цели.
Ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые
танцевальные движения, эмоционально откликается на красоту природы и
произведения искусства.
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
Дети 3-4 лет находятся в переходном периоде - от раннего детства к
дошкольному. Еще сохраняются черты, характерные для предыдущего
возрастного периода, но уже происходит переход от наглядно-действенного
мышления к наглядно-образному, укрепляется организм, улучшаются функции
мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание танцевать и
активно действовать. Умение выполнять несложные движения под музыку дает
ребенку возможность более самостоятельно двигаться, выполнять элементарные
танцевальные движения, что доставляет им большую радость. Возрастные
особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое
туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности
сказываются на двигательных возможностях.
Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо
развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие танцевальных
движений пока невелики. На занятиях с детьми от 3 до 4 лет педагог принимает
активное участие, находясь в непосредственной близости от детей и вместе с
ними, как в танцах, так и в упражнениях. Нередко даже выступления на
мероприятиях не обходятся без участия педагога в танцевальном номере. Это
стимулирует и поддерживает детей, способствует снятию напряжения и
стеснения.
Возрастные особенности детей 4- 5 лет.
Дети 4-5 лет проявляют большую самостоятельность и активную
любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь
между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по
отношению к музыке. Значительно укрепляется двигательный аппарат.
6

Освоение основных видов движений (бег, танцевальные шаги, движения
рук и др.) в процессе обучения хореографии дает возможность шире их
использовать в подготовке танцевальных постановок. Дети способны запомнить
последовательность движений, прислушиваясь к музыке, запоминая наизусть
текст песни.
Педагог продолжает принимать активное участие непосредственно во всех
частях занятия, постепенно приучая детей самостоятельно танцевать и
выполнять упражнения. Главное в этот период стремление детей к
самостоятельности в танцах оформить свободным исполнением движений,
выразительной подачей движения. Очень актуален в этом возрасте танец с
предметом, танец в паре – такие виды танцев позволяют ребенку более свободно
чувствовать себя на сцене, снимать эмоциональное напряжение во время
выступления.
Режим занятий и объем образовательной Программы
Возрастная
группа

Сроки
освоения
Программы

в месяц

месяцев

группа раннего
возраста

2.09.2024 г.

4

10

40

4

10

40

4

10

40

группа
младшего
возраста
группа
среднего
возраста

Количество занятий

Всего часов
в год

30.06.2025 г.
2.09.2024 г.
30.06.2025 г.
2.09.2024 г.
30.06.2025 г.
Сроки освоения Программы

Систематическое и целенаправленное обучение Программе «Танцевальная
ритмическая студия «Непоседушки» осуществляется на занятиях. Занятия
проводятся в течение учебного года. Обучение происходит 1 раз в неделю.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Продолжительность занятия:
• 10 минут - группа раннего возраста 2-3 лет
• 15 минут - группа младшего возраста 3-4 года
• 20 минут – группа среднего возраста 4-5 лет
Итого 40 занятий в год.
Уровневость образовательной Программы

7

Программа имеет стартовый уровень- предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания
образовательной Программы.
Формы обучения
Обучение осуществляется на русском языке. В работе используются
формы: групповые занятия 1 раз в неделю в течении 10 месяцев.
Виды занятий
В работе используются следующие виды занятий:
•
•
•
•

сводные концерты,
открытые занятия,
доминантные занятия,
тематические (сюжетные) занятия.

В работе используются следующие методы: показ взрослого, показ
старших детей, словесные объяснения, демонстрация видеоматериалов.
Формы подведения результатов
Педагогический мониторинг:
• в начале года с 2.09.2024-6.09.2024,
• конец года с 23.06.2025-27.06.2025.

1.2. Цель и задачи образовательной Программы:
Целью: содействие всестороннему развитию личности ребенка 2 -5 лет
средствами хореографии.
Задачи реализации Программы:
Образовательные:
• Обучить детей танцевальным движениям.
• Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер,
передавать их танцевальными движениями.
• Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
• Формировать умение ориентироваться в пространстве.
• Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
• Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные
способности.
• Формировать общую культуру личности ребенка, способность
ориентироваться в современном обществе.
8

• Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и
взрослыми.
• Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
• Развивать творческие способности детей.
• Развить музыкальный слух и чувство ритма.
• Развить воображение, фантазию.

1.3. Содержание образовательной Программы
Формы, методы и средства реализации Программы
• Программа имеет модульную структуру. Модуль – совокупность частей
учебной дисциплины (курса), имеющая определенную логическую
завершенность по отношению к установленным целям и результатам
воспитания, обучения.
• модуль «Ритмопластика»
• модуль «Танцевальные элементы и шаги»
• модуль «Танцевально-ритмические композиции»
• модуль «Этикет и игры»
• При реализации каждого модуля учтены возрастные особенности и
содержание направлений развития и образования детей дошкольного
возраста:
• "Физическое развитие» развитие физических качеств, необходимых для
музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных
произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов
детской танцевальной деятельности и двигательной активности
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,
формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
• «Социально- коммуникативное развитие»
развитие
свободного
общения с детьми и взрослыми в области танца; развитие всех
компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое
овладение воспитанниками нормами речи, формирование представлений о
музыкальной танцевальной культуре и танцевальном искусстве; развитие
игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к
мировому сообществу
• «Познавательное развитие» расширение кругозора детей в области танца;
сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере
танцевального искусства, приобщение к различным видам танцевального
искусства, использование художественных произведений для обогащения
содержания области, закрепления результатов восприятия музыки.
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности; развитие детского творчества.
9

• «Речевое развитие» использование музыкальных
целью усиления эмоционального восприятия
произведений. Обогащение словарного запаса.

произведений с
художественных

Учебный план

1.Разминка
(ритмопластика)
2.Танцевальны
элементы и
шаги.
3.Танцевальноритмические
композиции.
4.Этикет
Итого
Всего

1-й год обучения
Дети 2-3 лет
Теория/ Практика
занятия
/
занятия
2
6

2-й год обучения
Дети 3-4 лет
Теория/ Практика
занятия
/
занятия
1
7

3-й год обучения
Дети 4-5 лет
Теория/ Практик
занятия
а/
занятия
1
6

2

5

1

7

1

7

3

10

5

12

2

12

3

9

2

5

4

7

10

30

9

31

8

32

40

40

40

10

Тематический план
Модуль

1-й год обучения
Дети 2-3 лет
1.Разминка
Дети 2-3 лет. Дети раннего
(ритмопластика).
возраста чрезвычайно
Разминка» или
непосредственны и
«ритмопластика» является эмоциональны. Движение
основой для развития
под музыку доставляет им
чувства ритма и
большую радость. Однако
двигательных
возрастные особенности
способностей и состоит из строения тела (короткие
специальных упражнений руки и ноги, большая
для согласования
голова), незрелость
движений с музыкой:
нервных процессов
ходьба, бег, прыжки,
сказываются на
упражнения для пальцев, двигательных
кистей и рук, плеч,
возможностях детей этого
головы и корпуса,
возраста. Движения
партерная гимнастика.
малышей, их объем и
разнообразие невелики и
носят подражательный
характер.
Приоритетные задачи:
воспитание потребности к
движению по музыку,
развитие слухового
внимания, умения
осмысленно исполнять
выразительные движения в
соответствии с

2-й год обучения
Дети 3-4 лет
Дети 3-4 лет. У ребенка этого
возраста небольшой опыт
танцевально - ритмической
деятельности, двигательный
аппарат не сформирован, слабая
мышечная сила, преобладают
движения малой амплитуды.
Память неустойчивая,
запоминается лучше то, что
эмоционально окрашено и
интересно. Для лучшего
восприятия, запоминания и
воспроизведения материала,
движения даются в образной
интерпретации.
Основное содержание:
Разминка (ритмопластика).
- Ходьба шаг с вытянутым
носком, на носках, на пятках,
спокойный, четкий, мягкий.
-Бег легкий, мелкий на носочках
- Прыжки на 2 ногах в
умеренном темпе, к концу года –
с продвижением вперед, назад,
вокруг себя, в сочетании с бегом.
- Притопы удары одной ногой
на 1/4, 1/8, каждого такта, удары

3-й год обучения
Дети 4-5 лет
Дети 4-5 лет. Дети этого
возраста физически более
крепкие, их внимание
устойчивее, они могут
соединить движения в
последовательный ряд,
движения приобретают
очерченный стиль,
откликаются на
разнохарактерные образы,
чувствуют смену темпа и
настроения, но ритмический
рисунок вызывает
затруднение.
Приоритетные задачи: на
основе имеющегося опыта
воспитывать
самостоятельность в
исполнении, побуждать к
творчеству. К ранее
разученным движениям
добавляются следующие:
- Ходьба шаг с вытянутым
носком, на носках (подтянутые
колени), на пятках (прямая
спина), спокойный, четкий,
мягкий.

музыкально-игровым
образом.
Основное содержание.
Разминка
(ритмопластика).
- Ходьба шаг на носках, на
пятках, спокойный, четкий,
мягкий.
- Бег легкий, мелкий на
носочках.
- Прыжки на 2 ногах в
умеренном темпе, к концу
года с продвижением
вперед, назад, вокруг себя.
- Притопы удары одной
ногой на 1/4, каждого
такта, удары двумя ногами
попеременно, быстрые и
более медленные с
высокоподнятым коленом.
Примечание: все
композиции и упражнения
исполняются по показу
взрослого.

2 ногами попеременно, быстрые и
более медленные с высоко
поднятым коленом.
- Упражнения для рук сжатие
пальцев в кулачок, круговые
движения кистями,
предплечьями, плечами, взмахи
руками вперед, в стороны,
поднимание и опускание плеч в
разных темпах.
- Упражнения для головы
наклоны вперед, в стороны,
повороты вправо, влево,
вытягивание шеи вперед.
- Упражнения для корпуса
наклоны в стороны, вперед,
упражнение «деревце»: макушка
тянется вверх.
Примечание: все композиции и
упражнения исполняются по
показу взрослого.
Показатели успешности: в этом
возрасте также являются
•Интерес к движению под музыку
•Выразительность движений
•Умение передавать в пластике
характер музыки, игровой образ.
•Разнообразие выполняемых
движений, соответствие темпу,
ритму, форме музыкального
произведения.

- Бег легкий, мелкий на
носочках, с захлестыванием
голени назад, носок стопы
вытянут
- Прыжки на 2 ногах в
разном темпе с разной
амплитудой: высокие, низкие
– быстрые, на 1-й ноге.
-Притопы удары одной
ногой на 1/4, 1/8, каждого
такта,
сочетание 3 удара – пауза, с
разворотом носка в стороны.
- Упражнения для рук сжатие
пальцев в кулачок, круговые
движения кистями,
предплечьями к себе - от себя,
плечами вперед-назад,
плавные взмахи руками
вперед, в стороны,
поднимание и опускание плеч
в разных темпах вместе и
поочередно.
- Упражнения для головы
наклоны вперед, в стороны,
повороты вправо, влево в
разных темпах, полукруговые
движения головой,
вытягивание шеи вперед «гуси
- индюки».
- Упражнения для корпуса

2.Танцевальны
элементы и шаги.
Раздел «Танцевальные
элементы и шаги»
направлен на освоение
танцевальных движений
ног и рук различных
направлений
(современный и народный
танец): галоп, шаг
менуэта, польки,
«косичка» и др.,
повороты, переходы;
упражнения с лентами,
мячами, зонтами,
платочками,

Дети 2-3 лет.
-Шаги топающий, высокий.
-Прямой галоп.
-Выставление ноги на
носок и каблук в ритме 1-1,
-Положения рук:
«фонарики», «полочка»,
«погрозили», «птички
большие и маленькие».
-Хлопки ладонь о ладонь:
звонкие, мягкие, тихие,
веселые.
- Удары: пальчик о
пальчик, кулачок о
кулачок, по плечам, по

Дети 3-4 лет.
-Шаги топающий, высокий.
-Прямой галоп
-Выставление ноги на носок и
каблук в ритме 1-1, 1-2-34(приставить).
- Положения рук: «фонарики»,
«полочка», «погрозили», «птички
большие и маленькие».
-Хлопки ладонь о ладонь:
звонкие, мягкие, тихие, веселые.
- Удары: пальчик о пальчик,
кулачок о кулачок, по плечам, по
коленям, 2 руками вместе и
попеременно.

наклоны в стороны, вперед,
вытягивание корпуса вправовлево (отодвигаем стену)
движения нижней части
корпуса в стороны.
- Партерная гимнастика
упражнения для стоп круговые
и плоскостные, колен, бедер,
сидя на полу; для корпуса –
выгибание спины вверх-вниз
(на коленях); сидя и лежа –
скручивание и раскручивание
корпуса, наклоны с
вытянутыми в стороны ногами
(растяжка).
Дети 4-5 лет.
-Шаги топающий, приставной
в стороны, вперед-назад, шаг с
притопом в различных
направлениях.
-Галоп боковой (во 2 половине
года – начало разучивания)
-Выставление ноги на носок и
каблук в ритме 1-1, 1-2-3-4
(приставить) с одновременным
приседанием.
-Полуприседания-«пружинки»
с поворотом корпуса вправовлево.
-Знакомство с позициями ног:
1. 2. 3. 6.

султанчиками и т.д.;
ориентацию в
пространстве –
перестроения и движения
в различных
направлениях.

коленям, 2 руками вместе и
попеременно.
-Упражнения с атрибутами:
платочки: качаем,
поднимаем, дразнимся,
прячемся, стираем,
встряхиваем; ленточки:
плавно поднимаем вперед,
вверх, в стороны 2 руками
вместе и попеременно,
взмахи вперед-назад; мячи
(шары): показываем
вправо-влево, от себя –
себе, вертим, качаем над
головой;
-Ориентация в
пространстве: движение по
кругу по линии танца,
врассыпную, стайкой и
друг за другом.

-Упражнения с атрибутами:
платочки: качаем, поднимаем,
дразнимся, прячемся стираем,
выжимаем, встряхиваем;
ленточки: плавно поднимаем
вперед, вверх, в стороны 2
руками вместе и попеременно,
скрещиваем, взмахи впередназад в сочетании с ходьбой и
бегом; мячи (шары): показываем
вправо-влево, от себя – к себе
вертим, качаем над головой;
-Ориентация в пространстве
движение по кругу по линии
танца и против линии танца,
врассыпную, стайкой и друг за
другом.

-Поскоки, поочередное
выбрасывание ног вперед
-Положения рук: знакомство с
1, 2, 3 и подготовительной
позициями.
-Хлопки ладонь о ладонь:
звонкие, мягкие, тихие,
веселые, с введением
ритмического рисунка: 1-2-3пауза.
- Удары: пальчик о пальчик,
кулачок о кулачок, по плечам,
по коленям, 2 руками вместе и
попеременно.
-Упражнения с атрибутами:
платочки: качаем, поднимаем,
дразнимся, прячемся;
ленточки: ранее разученным
движениям добавляются
резкие взмахи вверх с
плавным или змеевидным
опусканием вниз; мячи
(шары): показываем вправовлево, от себя – к себе вертим,
качаем над головой,
подбрасываем и ловим; куклы:
покачивание у груди и,
вытягивая руки в стороны,
поглаживание.
-Ориентация в пространстве:
движение по кругу по линии

3.Танцевальноритмические
композиции.
В разделе «Танцевально ритмические
композиции»
представлены образно –
танцевальные
композиции, имеющие
целевую направленность,
сюжетный характер и
завершенность.

Осень
«Пальчики – ручки»
«Гуляем – пляшем»
«Танец с платочками»
«Птичка»
Зима
«Танец с лентами»
«Маленькая полечка»
«Неваляшка»
«Котята»
«Козлик»
«Танец со снежками»
«Мамонтенок»
Весна
«Солнечные зайчики»
«Курочка с цыплятами»
«Танец с шарами»
«Капельки» с платочкам
«Тучка»
«Веселые зверята»
«Кораблик»

Осень
«Приседай»
«Вот идет в огород»
«Какой чудесный день»
«Танец с платочками»
«Птичка»
Зима
«Танец с лентами»
«Мы едем, едем, едем»
«Новогодние игрушки»
«Котята»
«Тигрята»
«Сосульки» с колокольчиками
«Паровозик из Ромашково»
«Изумрудный город»
Весна
«Лили-гном»
«Детский сад»
«Танец с шарами»
«Капельки» с платочками
«Тучка»
«Ежики»
«Хрюшечки»
«Барашек»
Примечание: все композиции и
упражнения исполняются по
показу взрослого.
Показатели успешности: в этом

танца и против линии танца,
врассыпную, «змейкой», в
центр – из центра.
Осень
«Горошинки» с погремушками
«Лили - гном»
«Чунга - чанга»
«Джайв»
«Тетя-весельчак»
«Пяточка-носочек»
Зима
«Бубенцы»
«Куколки» с лорнетами
«Добрый танец»
«Лунатики» («Пузыри») с
шариками
«Дорога не тропинка»
«Чемпион»
«С добрым утром»
«Самолетик»
Весна
«Храбрый зайчик»
«Кузнечик»
«Дорожная»
«Танец с салютиками»
«Танец с куклами»
«Озорные игрушки» с
игрушками
«Почемучный возраст»

4. «Этикет и игры».
Раздел «Этикет» включает
приветствие и прощание
(поклоны
в
разных
стилях), приглашение на
танец,
различные
положения
в
паре,
благодарность в конце
танца.
Раздел «Игры» является
заключительным, где дети
в процессе самомассажа,
пальчиковых
и
музыкальных игр, имеют
возможность
свободно
выразить свои эмоции,
получить
радость
и
хорошее настроение.

Дети 2-3 лет
Игры:
«Меланья»
«Карусель»
«Зайцы и волк»
«Дети и медведь»
«Цветочки»
«Пароход»
Этикет.
Приветствие и прощание,
приглашение на танец:
девочка - «пружинка»,
мальчики – поклон
головой.

возрасте также являются
-Интерес к движению под
музыку.
-Выразительность движений.
-Умение передавать в пластике
характер музыки, игровой образ.
-Разнообразие выполняемых
движений, соответствие темпу,
ритму, форме музыкального
произведения.
Дети 3-4 лет.
Игры:
«Меланья»
с
различными
движениями
«Карусель» в разные стороны
«Зайцы и волк»
«Дети и медведь»
Этикет.
Приветствие
и
прощание,
приглашение на танец: девочка «пружинка», мальчики – поклон
головой.
Положение в паре: держат друг
друга одной и двумя руками.

Всего

40

40

Дети 4-5 лет.
Игры:
«Веселые мячики»
«Замри»
«Самолеты»
«Карусели»
«Петух»
«Делай, как я»
«Катерина»
Этикет.
Приветствие и прощание,
приглашение на танец:
девочка - «пружинка»,
мальчик - поклон головой,
знакомство с реверансом,
мальчики – поклон головой с
одновременным шагом в
сторону.
Положение в паре: «лодочка»,
«стрелочка».
40

1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка
достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает
необходимость определения результатов освоения образовательной программы
в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для
педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной
деятельности взрослых.
Метапредметные:
-развитие способности к восприятию и анализу музыкальных и
хореографических элементов, формирование основ музыкального слуха и
ритмического чувства.
-развитие навыков взаимодействия с окружающими, включая умение
выражать свои эмоции и чувства через движение, а также способность к
сотрудничеству в групповых занятиях.
-улучшение координации движений, гибкости, силы и выносливости, что
является важным аспектом общего физического развития детей.
Личностные:
- формирование положительной самооценки и уверенности в своих силах,
через участие в хореографических занятиях.
- развитие
эмоциональной
выразительности
и
способности
к
самовыражению через танцевальные движения.
- содействие социализации и развитию коммуникативных навыков в
процессе взаимодействия с педагогом и сверстниками.
Предметные:
- освоение базовых хореографических движений и элементов,
соответствующих возрастным особенностям детей.
- развитие музыкального слуха и ритмического чувства через практическую
деятельность в области танца.
- приобретение навыков координации движений и пространственной
ориентации в процессе выполнения танцевальных заданий.
К концу курса дети должны знать:
- 6-8 программных танцев для самостоятельного исполнения.
- индивидуальные танцы, используемые на праздниках и развлечениях.
- азы партнерских отношений.
- предлагаемый объем танцевальных движений.
Должны уметь:
- создавать посредством мимики, пластики, жеста характер и образ
исполняемых героев.
- воспринимать музыкально-танцевальный материал по словесному
описанию.
- сопереживать и ценить партнера по совместному творчеству (ровесника и
17

взрослого).
- радоваться успехам друг друга.
- критически оценивать уровень своих исполнительских возможностей.

II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение
№

Оборудование

Количество

1

Столы.

2 шт.

2

Стулья.

25 шт.

3

Мячи.

15 шт.

4

Погремушки.

30 шт.

5

Платочки разноцветные.

30 шт.

6

Набор меховых шапок (домашние и дикие животные)

1 набор

9

Плоскостные маски.

20 шт.

10

Ложки деревянные.

30 шт.

11

Флажки разноцветные.

30 шт.

12

Накидки на плечи для танца.

15 шт.

13

Искусственные цветы.

30 шт.

14

Фортепиано.

1 шт.

15

Проектор.

1 шт.

16

Экран.

1 шт.

17

Музыкальный центр.

1 шт.

18

Ноутбук.

1 шт.
Информационное обеспечение

• tancevalnaya-ritmika-dlya-detey2.pdf
• Ку-ко-ша скачать бесплатно все песни в MP3 или слушать музыку
онлайн на сайте AxeMusic.ru
18

• Ритмическая-мозаика.-А.И.-Буренина.pdf
Кадровое обеспечение
Занятия по программе дополнительного образования «Танцевальная
ритмическая студия «Непоседушки» проводит педагог дополнительного
образования 1 категории: Бурдакова Марина Евгеньевна.
Методические материалы
•
•
•
•
•

Комплект аудиодисков и приложение по программе Усовой О.В.
«Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца»
Комплект аудио и видеодисков по программе «Ку-ко-ша».
Программа Бурениной А. И. «Ритмическая мозаика» и комплект дисков
Приложения и комплект дисков по программе Суворовой Т.И.
«Танцевальная ритмика для детей».

2.2. Формы контроля и оценочные материалы для детей
старшего дошкольного возраста
Мониторинг развития детей в музыкально-ритмической деятельности
проводится педагогом для составления плана работы с детьми 2 раза: в начале
и конце учебного года.
Основной метод педагогической диагностики – экспресс-наблюдение
проявлений детей в процессе движения в условиях выполнения обычных или
специально подобранных заданий на основе репертуара программы и включает
в себя следующие параметры:
• Интерес
к
музыкальным
движениям,
эмоциональность
и
выразительность исполнения.
• Освоение различных видов движения в соответствии с программой,
ориентация в пространстве, подвижность (лабильность) нервных процессов –
умение переключаться, менять движения в соответствии с музыкой.
• Креативность (импровизация и творчество).
Педагог дополнительного образования вносит полученные результаты в
таблицу в начале и конце учебного года. Отметка о результате освоения модуля
программы не является оценкой успешности ребенка, а необходима педагогу
для построения индивидуализации обучения.
Уровни освоения программы
Высокий- исполнение танца и движений выразительное, эмоциональное,
самостоятельное, в соответствии с темпом, характером и стилем произведения,
проявление творческой инициативы в движении, восприятие танцевального
19

материала по словесному описанию.
Средний- исполнение танца и движений без выражения, не
эмоциональное, по показу, отсутствие творческой инициативы в движении.
Низкий- не ритмичное, не выразительное исполнение танца по показу, не
освоение некоторых программных элементов.
Формы подведения итогов реализации Программы являются
выступления на танцевальных конкурсах, фестивалях, выступления в
разновозрастных группах. В конце года проводится итоговый концерт для
детей и родителей.

3. Список используемой литературы
1. Буренина А. И., Ритмическая мозаика. - С-Пб., Музыкальная палитра,
2012.
2. Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И., Ку-ко-ша. – С-Пб. 2010.
3. Суворова Т. И., Танцевальная ритмика для детей. – С-Пб. 2012.
4. Усова О. В., Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр
танца. – Екатеринбург, 2001.
5. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г., Са-фи-дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - С-Пб., Детство-пресс, 2001.
6. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г., Фитнес-данс. Лечебно – профилактический
танец. - С-Пб., Детство-пресс, 2007.
7. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия: танцевально оздоровительные методики
для детей. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».