ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ-детский сад № 451
Протокол от «27» августа 2024 г. № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ -детский сад № 451
Е.В. Таланова
Приказ от «27» августа 2024 г. № 20-ОД
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста
художественной направленности
«Юный художник»
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательногоучреждения- детский сад № 451
возраст обучающихся 1,5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Автор-составитель:
Калугина Н.А.
педагог дополнительного
образования
Екатеринбург, 2024 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
I.Комплекс основных характеристик
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей Программы
11
1.3. Содержание общеобразовательной Программы
12
1.4. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы
26
II. Комплекс организационно-педагогических условий
26
2.1. Условия реализации Программы
26
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
28
3. Список используемой литературы
29
2
I. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный художник» имеет художественную направленность – которая является
важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Программа направлена
на развитие творческого подхода, эмоционального восприятия и образного
мышления детей и значит, помогает достигнуть лучшей результативности в
обучении и воспитании.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Актуальность программы «Юный художник» заключается в том, что в
процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные
художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем
детям. Поэтому необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для
развития творческих способностей в изобразительной деятельности,
эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и
неожиданному.
Именно в дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой
маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя
незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская
деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются
его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему
одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду
является
изобразительная,
художественно-продуктивная
деятельность,
создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в
процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам.
Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя
окружающий мир, они изучают его. Как правило, обучение детей рисованию в
дошкольном образовательном учреждении чаще сводится лишь к традиционным
способам передачи полученной информации стандартным набором
изобразительных материалов. Но, учитывая огромный скачок умственного
развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития
творческих способностей. Задача педагога – научить детей манипулировать с
разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать
нетрадиционные способы изображения.
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный художник» для
реализации дополнительных общеразвивающих программ разработана на
основании:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Редакция 08.08.2024 N 329-ФЗ. (с изм. и доп.,
3
вступ. в силу с 01.09.2024)
• Федеральный закон Российской Федерации 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Редакция от
28.04.2023, вступ. в силу с 28.04.2023)
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.20.22 № 678-р.
•
Стратегия развития воспитание в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
29.05.2015 № 996-р).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучение, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далееСаНПиН).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
22 сентября 2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629, вступает в силу с 01.03.2023 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам (далее-Порядок)».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
• Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации
05.08.2020 номер 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендацией по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
4
уровневые программы)».
• Письмо Минобороны науки от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательная деятельность с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»).
• Письмо 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
• Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области за период до 2035 года».
• Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждение Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
Отличительная особенность
Отличительная особенность и новизна программы состоит в том, что
наряду с традиционными видами изобразительной деятельности включены
дополнительно нетрадиционные техники рисования, для усиления стимуляции
творческого потенциала, развития художественно-творческого начала,
поддержания интереса внесены элементы занимательности в каждое занятие.
Среди первых наиболее выигрышных с точки зрения занимательности
являются занятия интегрированного характера. В таких занятиях объединяются
элементы нескольких направлений образовательной работы. Запланирована
интеграция видов изобразительной деятельности, сочетание и рисования, и
лепки, и аппликации. Эти сочетания привлекают детей новизной обстановки,
необычными этапами продуктивной деятельности, красотой и разнообразием
материалов, получением быстрого, яркого художественного образа, все эти
качества способствуют сохранению интереса к изобразительному творчеству,
формируют навыки применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, искать
новые способы изображения.
Программа позволяет учитывать индивидуально-личностные особенности
ребенка, учитывать особенности его развития и выстраивать образовательный
процесс с полным учетом этих особенностей.
Принципы и подходы к формированию Программы
5
Дидактические принципы:
• принцип культуросообразности: построение или корректировка
универсального эстетического содержания программы с учетом
региональных культурных традиций;
• принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного
содержания программы с учётом природных и климатических
особенностей данной местности в данный момент времени;
• принцип систематичности и последовательности: постановка и/или
корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике
«от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо
известного к малоизвестному и незнакомому»;
• принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания
программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к
возрасту;
• принцип развивающего характера художественного образования;
• принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач
художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
• принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой
на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в
целом.
Методы эстетического воспитания:
• метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью
овладения даром сопереживания;
• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на
прекрасное в окружающем мире;
• метод эстетического убеждения;
• метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо
приобщение детей к художественной культуре);
• метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на
формирование эстетического вкуса;
• метод разнообразной художественной практики;
• метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
• метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций,
пробуждающих интерес к художественной деятельности;
• метод эвристических и поисковых ситуаций.
Адресат общеобразовательной Программы
Программа адресована воспитанникам в возрасте 1,5-7 лет. Срок
реализации Программы 1 год. Число детей, одновременно находящихся в группе
минимальное 12 детей, максимальное 15 детей.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
6
Характеристика особенностей развития детей 1,5-3лет
(группа раннего возраста)
В
течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное
сенсорное развитие, развитие движений, речи (пассивной и активной),
претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная
деятельность. Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную
познавательно-творческую деятельность. В ней ребенок выступает, с одной
стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы
включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует
себя в качестве художника-творца. Это требует от него творческого воображения
и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых
условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и
деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату).
Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и
общаясь со взрослым и сверстниками, малыш получает первый опыт творческой
деятельности, что влечет за собой развитие различных сфер личности ребенка:
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной. Таким образом,
изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением
рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в
будущем в любых видах деятельности.
У малыша познание, начинающееся с удивления, продолжается затем в
изучении, разглядывании, практическом действии, «экспериментировании» с
предметом, явлением. Возникает желание поделиться узнанным с близкими
людьми в рисунке, поделке. Постепенно малыш учится рассказывать об
увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная
положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребенка
стремление больше видеть, узнавать, искать еще более понятный и
выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие
творчества ребенка.
В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность
всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления,
видеть в них общее и отличное. У них развивается внимание, усидчивость,
тренируются рука и глаз.
Чем старше становится ребенок, тем большую роль приобретает влияние
мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов.
Уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от
степени сформированности мелкой моторики рук.
Характеристика особенностей развития детей 3-4 лет
(младшая группа)
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами
выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к
произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи,
песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
7
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о
предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы
бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении
отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы.
Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок
может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года изза недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами,
апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать
и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного
изображения из 2-4 основных частей.
Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет
(средняя группа)
В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной
стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой
стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов,
создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании. В 4-5
лет расширяется сенсомоторный опыт. Это в свою очередь приводит к
развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и
умений.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок
становится предметным и детализированным. Графическое изображение
человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда
одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной
деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать
ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится
более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую
похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые
формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны
упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету;
выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве. Начинает развиваться
образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные
изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по
схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе
пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет
в результате их взаимодействия. Продолжает развиваться воображение.
Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.
Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать
в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет
8
(подготовительная к школе группа)
Дети 6-7 лет находятся на рубеже между дошкольным и младшим школьным
возрастом, что влияет на их творческие способности. В этом возрасте у детей
формируется воображение, ассоциативное мышление, а также начинают
проявляться индивидуальные художественные предпочтения. Дети начинают
осознавать, что могут самостоятельно создавать произведения искусства, что
стимулирует их к творческому развитию.
Важно учитывать, что у каждого ребенка свои особенности развития
творческих способностей. Некоторые дети могут быть более склонны к музыке,
другие к рисованию или лепке. Поэтому важно предоставлять разнообразные
возможности для творческого самовыражения, чтобы дать каждому ребенку
шанс развить свой уникальный художественный потенциал.
Способствовать развитию творческих способностей у детей 6-7 лет помогает
увлекательная и стимулирующая художественная деятельность. В процессе
рисования, лепки, аппликации дети могут свободно выражать свои мысли и
чувства, развивая при этом воображение и творческое мышление.
Художественная деятельность играет ключевую роль в стимулировании
творческого мышления у детей 6-7 лет. Развивая воображение, она способствует
формированию у них умения выражать свои мысли и эмоции через творческий
процесс. При выполнении различных художественных заданий дети учатся
рассматривать мир вокруг себя с новой перспективы, развивать умение видеть
красоту в простых вещах. Это помогает им находить нестандартные решения,
расширять свои границы и экспериментировать с формами и цветами.
Через рисование, лепку, аппликацию, дети улучшают моторику рук,
координацию движений, учатся работать с различными материалами. Это
способствует развитию их творческих способностей, повышает уверенность в
собственных силах. Кроме того, художественная деятельность у детей 6-7 лет
способствует развитию эмоционального интеллекта, помогает им лучше
понимать и выражать свои чувства.
Для развития творческих способностей у детей 6-7 лет через художественную
деятельность применяются различные методы и техники. Один из основных
методов – стимулирование воображения и фантазии. Дети могут рисовать и
создавать на бумаге, в песочнице, используя различные материалы.
Важным элементом является поощрение экспериментирования. Ребенку
необходимо дать возможность творчески экспериментировать, пробовать новые
подходы и идеи, не боясь ошибок. Это способствует раскрытию потенциала и
формированию уникального творческого стиля.
Другим эффективным методом является игровой подход к художественной
деятельности. Игра в процессе творчества помогает ребенку расслабиться, быть
более открытым к самовыражению и более инициативным в проявлении своих
творческих задатков.
Художественная деятельность играет ключевую роль в развитии творческих
способностей у детей возраста 6-7 лет. Она стимулирует развитие воображения,
9
способствует креативному мышлению и самовыражению. Через рисование,
лепку, аппликацию дети учатся выражать свои чувства, мысли и восприятие
мира вокруг. Это помогает им обрести уверенность в себе и своих возможностях,
а также развивает мелкую моторику и координацию движений.
При занятиях художественной деятельностью дети учатся видеть мир в ином
свете, развивают своё воображение и фантазию. Они могут самостоятельно
создавать произведения искусства, что способствует формированию личностной
самобытности. Это также способствует развитию чувства прекрасного,
эмоциональной выразительности и способности восприятия искусства.
Важным аспектом является также возможность детей выражать свои эмоции
и чувства через различные творческие выражения. Художественная
деятельность помогает им находить способы передать свои переживания и
внутренний мир в безопасной и поддерживающей атмосфере. Таким образом,
развитие творческих способностей через художественную деятельность
существенно способствует формированию личности ребенка и его
самовыражению.
Режим занятий и объем общеразвивающей Программ
Возрастная
группа
Группы раннего
возраста (1,5-3
лет)
Младшая группа
(3-4 года)
Средняя группа
(4-5 лет)
Подготовительная
группа (6-7
Сроки
освоения
Программы
Количество
минут в
неделю
Количество занятий
неделю
месяц
год
Всего
часов в
год
2.09.2024 г.
30.06.2025 г.
20
2
8
80
80
2.09.2024 г.
30.06.2025 г.
30
2
8
80
80
2.09.2024 г.
30.06.2025 г.
40
2
8
80
80
2.09.2024 г.
30.06.2025 г.
60
2
8
80
80
Сроки освоения Программы
Систематическое и целенаправленное обучение по Программе «Юный
художник» осуществляется на занятиях. Занятия проводятся в течение учебного
года. Обучение происходит 2 раза в неделю в течении 10 месяцев. Программа
рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятия в группе раннего
10
возраста - 10 минут, младшая группа-15 минут, средняя группа - 20 минут, в
подготовительной к школе группе 30 минут.
Уровневость общеобразовательной Программы
Программа имеет стартовый уровень- предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания
общеразвивающей Программы.
Формы обучения
Обучение осуществляется на русском языке. В работе используются
формы: групповые занятия 2 раза в неделю в течении 10 месяцев.
Виды занятий
В работе используются следующие виды занятий:
• открытое занятие,
• творческое занятие,
• занятие путешествие,
• занятие игра,
• словесные объяснения,
• демонстрация поэтапного рисования,
• контрольное занятие,
• теоретическое (беседа, лекция, знакомство с искусством),
• занятие - экспериментирование.
Формы проведения результатов
Педагогический мониторинг: в начале года с 2.09.2024-6.09.2024, конец
года с 23.06.2025-30.06.2025.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей Программы
Цель Программы – развитие художественно-творческих способностей
воспитанников средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
• развивать художественный вкус, пространственное воображение,
творчество и фантазию;
• наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и
любознательность;
• развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
11
Воспитательные:
• воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом;
• формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Образовательные:
• обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам
изображения с использованием различных материалов;
• знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров,
учить понимать выразительные средства искусства;
• учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться
красоте природы, произведений классического искусства;
• подводить детей к созданию выразительного образа при изображении
предметов и явлений окружающей деятельности;
• формировать умение оценивать созданные изображения;
• развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций, созданных работ.
1.3. Содержание общеобразовательной программы
На занятиях педагог использует следующие нетрадиционные технологии
изобразительной деятельности:
• Рисование пальчиками:
Рисование пальчиками – это, не просто развлечение. Его основная цель сенсомоторное развитие. Как и пальчиковая гимнастика, рисование пальцами
положительно влияет на мелкую моторику. А она в свою очередь связана с
психическим и интеллектуальным развитием, поскольку за моторику и
умственно-речевые навыки отвечают одни и те же отделы мозга. Поэтому
школьники, которые в младшем дошкольном возрасте часто рисовали, лепили,
мастерили, обычно хорошо учатся, у них не возникает проблем с письмом и
чтением. Вот какие задачи выполняет рисование пальцами: улучшает мелкую
моторику и тактильное восприятие; стимулирует мыслительную способность,
развивает речь; знакомит с окружающим миром, формирует познавательный
интерес; формирует представление о предметах, колерах и формах; развивает
логическое и образное мышление; улучшает память, концентрацию внимания;
развивает художественное восприятие, воспитывает интерес к
изобразительному искусству; улучшает психоэмоциональное состояние.
• Рисование тычком:
Рисование методом тычка формирует эмоционально-положительное
отношение к самому процессу рисования; вызывает устойчивый интерес к
изобразительной деятельности. Метод тычка дает возможность передать
фактуру изображаемого предмета (пушистый, колючий, гладкий). Сочетание
метода тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями
12
открывает перед детьми большие возможности. Преимущества рисования
методом тычка: позволяет развивать специальные умения и навыки,
подготавливающие руку ребёнка к письму; даёт возможность прочувствовать
многоцветное изображение предметов, фактурность; формирует эмоциональноположительное отношение к самому процессу рисования (ребёнок
успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от
своей работы); способствует более эффективному развитию воображения и
восприятия, познавательных способностей.
• Рисование предметами:
Техника печатания предметами – это способ рисования, при котором для
получения изображений на бумаге используются различные предметы,
предварительно погружённые в баночки с красками.
Некоторые предметы, которые можно использовать для печати: пробочка,
поролоновый тампон, обратная сторона карандаша. Работа в этой технике
доставляет детям радость и раскрывает новые возможности использования
знакомых бытовых предметов в качестве художественных материалов.
Природные материалы. Например, коробочки мака для изображения мелких
цветов, звёздочек, элементов декоративных украшений. Печать шишками, мхом,
листьями, колосками различных трав эффективна для передачи мягкой
пушистой поверхности изображаемого объекта.
Овощи и фрукты. Нужно сделать срез плода или пучка листьев, окунуть в
краску и поставить штамп на бумаге. Дополнительного выбора даёт нам природа,
изобилующая множеством разнообразных форм, пригодных к использованию в
качестве готовых печатных штампов.
• Рисование свечой и акварелью:
Техника «Рисование свечой и акварелью» отличается от нетрадиционных
техник рисования «волшебством», который заключается в том, что рисунок не
виден на бумаге сразу в начале работы, а проявляется на последнем этапе
рисования, вызывая яркие эмоции у ребенка. Поэтому «Рисование свечой и
акварелью» часто называют волшебным рисованием. «Волшебство»
обеспечивается определенными свойствами используемых таких, на первый
взгляд, несовместимых материалов, как воск (парафин) и акварельные краски.
Воск характеризуются малой химической активностью и отталкивает воду.
Основу акварельных красок составляет вода, в которую добавляется пигмент.
Акварельные краски скатываются со слоя, нанесенного воском, и оставляют
цветной след только на чистом листе бумаги. Дети в младшем дошкольном
возрасте не знают об этих свойствах и рисование таким образом воспринимают
как игру. Использование данной техники само занятие превращает в необычное,
сказочное. Техника «Рисование свечой и акварелью» - это, смешанная техника,
не требует специальных художественных умений. Может быть использована для
работы с детьми различного возраста. Младшие дошкольники создают простые
рисунки, а старшие – более сложные по уровню рисунки, можно создавать
картины для декоративных целей или использовать в интеграции с другими
техниками рисования.
13
• Кляксография:
Технология заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и
разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть
образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?",
"Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к.
развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а
показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка
клякс. В результате получается целый сюжет.
• Восковые мелки и акварель:
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Способ получения
изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками
остается не закрашенным.
• Квиллинг
В ходе занятий квиллингом у детей, помимо мелкой моторики, развивается
глазомер, память, внимание, эстетическое восприятие, аккуратность,
усидчивость. Изучать новые более сложные формы и заготовки квиллинга
детям необходимо постепенно. От самого простого к более сложному. Сначала
они учатся наматывать простые спирали, отмерять «на глаз» необходимый
размер свободной спирали. После этого, переходя к более сложным элементам,
учатся делать «капельки» и так далее. Когда ребенок освоит простейшие
элементы и сможет сам составлять из них узоры и картинки, можно приступать
к созданию более сложных, многоплановых картинок. В технике квиллинг
можно делать даже трехмерные, объемные скульптуры, все ограничивается
только вашим желанием и фантазией. Количество вариантов для поделок и
картин в технике квиллинг воистину неисчерпаемо.
• Монотипия:
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток
получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы
невозможно. Ею прекрасно овладевают даже малыши, не имеющие никакой
подготовки. Метод улучшает навыки работы с красками, развивает воображение
и фантазию. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют
в основе зеркальный эффект. У детей дошкольного возраста формируются
пространственные представления. Они пока не владеют умением рисовать с
учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению
ребят с этим понятием. Монотипия - техника рисования для детей, позволяющая
им раскрепостить свои способности.
• Граттаж:
Граттаж является одной из нетрадиционных техник рисования. Суть
этой интересной техники заключается в том, что рисунок процарапывается
14
острым инструментом. Граттаж выполняется острым предметом, это может быть
перо, заостренная палочка или специальные резцы. Для выполнения техники
нужно предварительно подготовить поверхность будущей картины. На картон
наносят слой воска или парафина, а затем наносят тушь или краску. Тушь
придется наносить в несколько слоев, поскольку она будет расплываться на
восковой поверхности и ложиться неравномерно. Каждый слой туши нужно
тщательно просушивать. Легче всего наносить тушь на картон широкой кистью,
ватным тампоном или губкой. Если вы будете наносить краску, то ее также
следует наносить достаточно толстым слоем, используя сухую кисть. В технике
граттаж наиболее популярным сочетанием является белый картон и черная тушь,
хотя вариантов выполнения картин в технике граттаж очень много. Картон
может быть цветным, радужным, глянцевым, матовым или же предварительно
раскрашенным.
• Ватопластика:
Ватопластика – это, нетрадиционный творческий прием изготовления
аппликации и поделок с использованием ваты, ватных шариков и дисков для
развития конструктивных навыков, творческого воображения, мелкой моторики
и другие.
Интеграция образовательных областей
Содержание художественно-эстетического развития дошкольников включает
в себя изобразительную деятельность: рисование, лепку, аппликацию и
художественное конструирование, которые направлены на развитие детского
творчества. Начинать работу по приобщению детей к изобразительному
искусству и развитию творческих способностей дошкольников следует как
можно раньше. Это очень важный период, проживая который, ребенок
приобретает умения, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир
взрослых. Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного
восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях.
При этом одним из важнейших и перспективных методологических направлений
становления современного дошкольного образования является интеграция.
Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так
как:
• интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей
в смысл слова, в мир красок и звуков;
• помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и
обобщению;
• развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения
искусства;
• воздействуют на психические процессы, которые являются основой
формирования художественно – творческих способностей ребенка.
• интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества ребёнка, раскрытия его способностей, выявления его
одарённости.
15
Именно интеграция - одна из наиболее благоприятных форм развития
творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход
при решении образовательных задач вызывает интерес, способствует снятию
перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на
разнообразные виды деятельности. Необходимо стимулировать в детях разные
виды творчества, предоставить возможность каждому ребёнку самовыразиться,
проявить свой творческий потенциал, и интегрирование лучше всего позволяют
это реализовать. Все это возможно в большей степени на занятиях по
изобразительной деятельности.
Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет
интегрировать содержание области «Художественно – эстетическое развитие» с
другими областями Программы. Например, с образовательной областью:
• «Познавательное развитие» - первичное представление о деятельности
народных мастеров, дети обозначают разные виды народных
промыслов, ведут сравнение.
• «Социально-коммуникативное развитие» - беседы, рассматривание
игрушек, альбомов, открыток. «Речевое развитие» - чтение и слушание
рассказов, легенд и сказок при знакомстве с декоративно-прикладным
искусством, элементарное словесное творчество, творческое
рассказывание о народных промыслах.
• «Физическое развитие»- использование пальчиковой гимнастики,
динамические паузы, зрительная гимнастика, беседы о безопасных
правилах использования художественного материала и оборудования.
«Художественно – эстетическое развитие» - разучивание и исполнение
частушек, песен об изделиях, знакомство с пословицами и поговорками
о труде мастеров.
Интеграция образовательных областей позволяет раскрыться каждому
ребёнку в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, найти
применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального
творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов
этой деятельности.
Поскольку продуктивная деятельность наиболее естественный и радостный
вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у
детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность,
доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку,
облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к
коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками.
В процессе продуктивной деятельности: интегрируется содержание разных
образовательных областей; создаются условия для познавательной
деятельности; создаются условия для поисковой совместной деятельности
дошкольников, педагогов и родителей; формируются коммуникативные
качества; расширяется социальный опыт; развиваются творческие способности.
Поэтому в творческой деятельности более эффективно, с одной стороны,
16
закрепляются навыки и умения, а с другой – увеличивается потребность в
познании нового, расширяется кругозор в совместных действиях и
переживаниях. И в этом случае, полезна интеграция разных видов деятельности.
Таким образом, реализация принципа интеграции в процессе образовательного
процесса по многим показателям повышает его результативность.
Содержание учебно-тематического плана
группы раннего возраста
Месяц
количество теория практика
название
занятий
занятия
сентябрь 1
0,5
0,5
«Осень к нам
пришла»
1
0,5
0,5
«Осенний
дождик»
1
0,5
0,5
«Листопад»
октябрь
ноябрь
декабрь
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
«Веселые
мухоморы»
«Осень
золотая»
«Осеннее
дерево»
«Будет
осенних
листьев»
«Ветка
рябина»
технология
рисование
пальчиками
рисование
тычком
рисование
кистью
рисование
пальчиками
трафарет
тычок
жесткой
кистью
из печатание
листьев
формы аттестации/
контроля
наблюдение
готовое изделие
готовое изделие
рисование
пальчиками,
примакивание
«Вот ежик, оттиск мятой
ни головы, бумагой
ни ножек»
готовое изделие
«Любимая
оттиск
чашка»
пробкой
«Птички
рисование
клюют
пальчиками,
ягодки»
оттиск
пробкой
«Солнышко оттиск
лучистое»
печатками
картофеля
«Маленькой рисование
елочки
пальчиками,
холодно
оттиск
готовое
зимой
печатками
изделие
«Мои
оттиск
руковички»
печатками из
картофеля,
пробкой
рисования
пальчиками
17
январь
февраль
март
апрель
май
1
0,5
0,5
«Снежинки»
1
0,5
0,5
«Зайчик»
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
«Веселый
снеговик»
«Красивая
салфеточка»
«Мы рисуем
что хотим»
«Пушистые
котята
играют
на
ковре»
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
«Мое
любимое
дерево»
«Подарок
для папы»
«Любимое
животное из
сказок»
«Веселая
гусеница»
«Мимоза для
мамы»
«Наряды для
наших мам»
«Солнышко»
«Божья
коровка на
лужайке»
«Чудо
цветы»
«Носит
одуванчик
желтый
сарафанчик»
«Лисакраса»
«Петушок
Золотой
гребешок»
«Салют»
рисование
свечой
и
акварелью
рисование
пальчиками
ватопластика
рисование
тычком
на выбор
готовое изделие
комплексная
работа,
рисование
тычком
жесткой
кистью
рисование
углем
готовое изделие
оттиск
печатками
картофеля
тычок
полусухой
кистью
оттиск
пробкой
рисование
пальчиками
рисование
тычком
рисование
ладошками
рисование
пальчиками
рисование
ладошкой
рисование
тычком
жесткой
кистью
трафарет,
рисование
тычком
«ладошка и
тычок
полусухой
кистью
готовое изделие
готовое изделие
готовое изделие
18
июнь
Итого
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
40
20
20
«Красные
рисование
тюльпаны»
вилкой
«Подсолнух» рисование
тычкомватные
палочки
«Зеленая
рисование
травка»
вилкой
«Цветочек
оттиск
радуется
печатками из
солнышку»
картофеля,
«Веселый
рисование
ежик»
вилкой
«Солнышко рисование
лучистое»
ладошками
Рисование по -----------------выбору
ребенка
диагностические
карты
Содержание учебно-тематического плана
младшей группы
Месяц
количество теория практика название
занятий
занятия
сентябрь 1
0,5
0,5
«Осень к нам
пришла»
1
0,5
0,5
«Осенний
дождик»
1
0,5
0,5
«Листопад»
технология
октябрь
рисование
пальчиками
рисование
тычком
рисование
кистью
рисование
пальчиками
трафарет
ноябрь
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
«Веселые
мухоморы»
«Осень
золотая»
«Осеннее
дерево»
«Будет
осенних
листьев»
«Ветка
рябина»
тычок
жесткой
кистью
из печатание
листьев
рисование
пальчиками,
примакивание
«Вот ежик, оттиск мятой
ни головы, бумагой
ни ножек»
«Любимая
оттиск
чашка»
пробкой
«Птички
рисование
клюют
пальчиками,
ягодки»
оттиск
пробкой
Формы аттестации/
контроля
наблюдение
готовое изделие
готовое изделие
готовое изделие
19
декабрь
январь
февраль
март
апрель
1
0,5
0,5
«Солнышко
лучистое»
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
«Маленькой
елочки
холодно
зимой
«Мои
руковички»
1
0,5
0,5
«Снежинки»
1
0,5
0,5
«Зайчик»
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
«Веселый
снеговик»
«Красивая
салфеточка»
«Мы рисуем
что хотим»
«Пушистые
котята
играют
на
ковре»
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
«Мое
любимое
дерево»
«Подарок
для папы»
«Любимое
животное из
сказок»
«Веселая
гусеница»
«Мимоза для
мамы»
«Наряды для
наших мам»
«Солнышко»
оттиск
печатками
картофеля
рисование
пальчиками,
оттиск
готовое
печатками
изделие
оттиск
печатками из
картофеля,
пробкой
рисования
пальчиками
рисование
свечой
и
акварелью
рисование
пальчиками
ватопластика
рисование
тычком
на выбор
готовое изделие
комплексная
работа,
рисование
тычком
жесткой
кистью
рисование
углем
готовое изделие
оттиск
печатками
картофеля
тычок
полусухой
кистью
оттиск
пробкой
рисование
пальчиками
рисование
тычком
рисование
ладошками
рисование
пальчиками
готовое изделие
«Божья
коровка на
лужайке»
«Чудо
рисование
цветы»
ладошкой
20
1
май
июнь
Итого
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
40
20
20
«Носит
одуванчик
желтый
сарафанчик»
«Лисакраса»
«Петушок
Золотой
гребешок»
«Салют»
рисование
тычком
жесткой
кистью
трафарет,
рисование
тычком
«ладошка и
тычок
полусухой
кистью
«Красные
рисование
тюльпаны»
вилкой
«Подсолнух» рисование
тычкомватные
палочки
«Зеленая
рисование
травка»
вилкой
«Цветочек
оттиск
радуется
печатками из
солнышку»
картофеля,
«Веселый
рисование
ежик»
вилкой
«Солнышко рисование
лучистое»
ладошками
Рисование по -----------------выбору
ребенка
готовое изделие
готовое изделие
диагностические
карты
Содержание учебно-тематического плана
средней группы
месяц
количество теория практика название
занятий
занятия
сентябрь 1
0,5
0,5
«Осеннее
дерево»
1
0,5
0,5
«Осенние
листья»
1
0,5
0,5
«Укрась
платочек»
октябрь
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
«Осенний
букет»
«Улитка»
технология
Формы
контроля
аттестации/
штампование
готовое изделие
фроттаж
оттиск
пробкой,
рисование
пальчиками
печатание
листьями
рисование
восковыми
мелками,
солью
готовое изделие
21
ноябрь
декабрь
январь
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
«Заготовки
на зиму»
оттиск
печатками из
картофеля
«Кукуруза» оттиск
печатками
конструктор
«Цыпленок» рисование с
помощью
риса, ватными
палочками
«Мои
восковые
любимые
мелки,
готовое изделие
рыбки»
акварель
«Рябинка»
рисование
пальчиками
«Первый
оттиск
снег»
печатками из
салфеток
«Укрась
печать
по
шарфик»
трафарету,
рисование
пальчиками
«Зимний
печать
по
лес»
трафарету,
рисование
пальчиками
готовое изделие
«Мои
оттиск
руковички» печатками,
рисование
пальчиками
«Укрась
рисование
елочку
пальчиками,
бусами»
оттиск
пробкой
«Елочные
восковой
игрушки»
мелок,
акварель,
оттиск
пробкой
«Снеговичо ватнография
к»
готовое изделие
«Елочка
тычок
пушистая,
жесткой,
нарядная»
полусухой
кистью,
рисование
пальчиками
«Снежок»
рисование
свечой,
акварель
«По
по выбору
замыслу»
воспитаннико
в
22
февраль
март
апрель
май
1
0,5
0,5
«Чашка»
1
0,5
0,5
«Подарок
для папы»
1
0,5
0,5
«Ягоды
фрукты»
1
0,5
0,5
«Олененок»
1
0,5
0,5
«Открытка
для мамы»
и
1
0,5
0,5
«Мимоза
для мамы»
1
0,5
0,5
«Весеннее
солнышко»
1
0,5
0,5
«Подснежни
ки»
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
«Ракеты в
космосе»
«Цыплята»
1
0,5
0,5
«Укрась
свитер»
1
0,5
0,5
«Божья
коровка
травке»
на
1
0,5
0,5
«Одуванчик
и»
1
0,5
0,5
«Салют»
1
0,5
0,5
«Червячок»
1
0,5
0,5
«Радуга»
оттиск
печатками,
печать
по
трафарету,
рисование
пальчиками
оттиск
отпечатками
из картофеля
рисование
пальчиками,
карандашом
лепка
с
декоративным
и элементами
печать
по
трафарету,
рисование
пальчиками
отпечатки
поролоном
разных
размеров
рисование
ватными
палочками
акварель,
восковые
мелки
печать
по
трафарету
обрывная
аппликация
тычок
жесткой
кистью,
печатанье
печатками
лепка
с
элементами
дорисовывани
я, оформление
зубной
щеткой
восковые
мелки
и
акварель
гуашь
и
акварель
поделки
из
картона
и
пряжи
объемная
аппликация с
готовое изделие
готовое изделие
готовое изделие
готовое изделие
23
июнь
Итого
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
40
20
20
элементами
декора
«Цветочная рисование
поляна»
ватными
палочками
«Гусеница» рисование
пальчиками с
элементами
штампования
«Долька
аппликация с
арбуза»
элементами
дорисовки
«Лето,
ах выбор
лето!
воспитаннико
в
готовое изделие
Содержание учебно-тематического плана
подготовительной к школе группы
месяц
количество теория практика название занятия
занятий
сентябрь
1
0,5
0,5
«Спелые фрукты
на столе»
2
0,5
1,5
«Осеннее дерево»
1
0,5
0,5
«Осень на опушке
краски
разводила»
октябрь
1
0,5
0,5
«Печать листьев»
1
0,5
0,5
«Осенний
пейзаж»
0,5
0,5
«Ветка рябины»
3
1
«Ваза»
ноябрь
1
«Ветка рябины в
вазе»
1
0,5
0,5
«Игра цветом»
декабрь
январь
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
«Цветик
семицветик»
«Куколка
для
мамы»
«Веселые кляксы»
«Зимнее дерево»
«Морозный узор»
«Праздничный
салют
над
городом»
«Волшебные
подарки»
технология
Формы аттестации/
контроля
рисование
с
натуры
диагностические
карты
рисование
кистью
«плашмя»примакивание
отпечатывание
отпечатывание
готовое изделие
рисование
пальчиками
трафарет
рисование
с
натуры
смешивание
красок
смешивание
красок, трафарет
проделка
из
стаканчика
кляксография
кляксография
готовое изделие
рисование
свечой
«проступающий
рисунок»
восковые мелки
кляксография
24
февраль
март
апрель
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
2
0,5
1,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
2
1
0,5
0,5
0,5
1,0
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
май
июнь
«Витражи
для
окошек в избушке
Зимушки-зимы»
«Волшебный
карандаш»
«Рисуем
по
шаблону»
«А снег идет, а
снег идет…»
«Ожившая
сказка»
«Зимние напевы»
«Перо
Жарптицы»
техника
выполнения
витражей
каракулеграфия
готовое изделие
шаблонография
рисование
тычком
готовое изделие
«ожившие
предметы»
набрызг
рисование
волковыми
мелками
«Поздравительная квиллинг
открытка на 8
Марта»
готовое изделие
«Лебеди на озере» лепка
с
элементами
декора
«Колючая сказка» рисование
поролоном
«Пасхальные
«рисование
курочки
из нитками»
разноцветной
готовое изделие
нитки»
«Космический
граттаж
пейзаж»
«Насекомые»
аппликация из
природного
материала
с
дорисовыванием
«Березка»
батик
готовое изделие
«День победы»
на
выбор
воспитанников
«Одуванчики»
отпечаток
с
помощью
ватных полочек
и коктейльных
трубочек
с готовое изделие
дорисовкой
«Подсолнух»»
рисование
подручными и
природными
материалами
«Лето красное»
рисование
нитками
«Цветы
граттаж
необычной
красоты»
25
Итого
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
40
17,5
22,5
«Бабочки
на кляксография
полянке»
«Впечатление о на
выбор диагностические
лете»
воспитанников
карты
1.4. Планируемые результаты
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
К концу освоения программы предполагаются следующие результаты:
Метапредметные:
формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль,
самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать
друг с другом.
Личностные:
развитие мелкой моторики рук;
улучшение цветовосприятия;
работе с нетрадиционным материалом проявляют творческие находки;
стремятся к самостоятельному решению творческих задач;
умеют утверждать свою личностную позицию в художественно –
творческой деятельности с использованием нетрадиционных техники
изображения;
расширение и обогащение художественного опыта.
Предметные:
дети
самостоятельно
используют
нетрадиционные
материалы,
инструменты;
овладевают нетрадиционной техникой печатания: пальчиками, ладошкой
печатками из различных материалов с разной структурой, понимает
изобразительно-выразительные возможности различных материалов;
овладевают нетрадиционной техникой тычка: пальчиком, палочкой, сухой
жесткой кистью, осознает ритм, как изобразительно-выразительное
средство.
ребенок овладевает нетрадиционными техниками с жидкой краской:
раздувание краски, набрызг, кляксография;
знают элементы нетрадиционной техникой – монотипия;
знают элементы нетрадиционных техник со смешением материалов:
граттаж, фотокопия, проступающий рисунок;
знают элементы нетрадиционных техник рисования с использованием
нетрадиционных средств изображения: рваная бумага, скатываемая
бумага, ткань, нитки.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение
акварельные краски
15 наборов
26
Материалы и уголь
оборудование: восковые мелки
гуашь наборы
шаблоны картонные по разным темам
пластилин
бросовый материал
Поролоновые тычки для рисования
Ватные палочки
Диски ватные
Цветной картон
Одноразовая посуда
Цветная бумага
Салфетки однотонные
Кисть 4 вида
Соль
Нитки разные цветов
Палитра
Пластилин воздушный
Трубочки
одноразовые
разного
диаметра
Поролон разного размера
Упаковочная бумага
Клей ПВА
Белый картон
Листы для акварельных красок
Салфетки с рисунком
Свеча
Клей -карандаш
Стакан-непроливайка
УчебноКартины художников
наглядные
пособия
Технические
Проекционный экран
средства
Проектор мультимедийный
обучения
Ноутбук
15 наборов
15 наборов
15 шт.
15 шт.
15 наборов
15 наборов
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
5 наборов.
15 шт.
по необходимости
15 наборов
15 наборов
15 наборов
5 наборов
15 наборов
15 наборов
15 шт.
15 наборов
15 наборов
15 наборов
3 набора
15 наборов
15 шт.
постоянно
пополняется
1 шт.
1 шт.
1 шт.
Информационное обеспечение
• https://t.me/+-8cQV4Q6K-hiMTFi
• psv4.userapi.com/s/v1/d/Pa9uJSWZT_Zo0liUgwtjf_YpK3PMDdScK2mM2o7FWfxnqMAM8AGhvMNLiytgL9n9LPOqeDytQ9me_
XRgkIvifEMP61bP1BNg_GGwXiIerfuLG3kbkw/Risovanie_s_detmi_doshkol
nogo_vozrasta_Netrad.pdf
27
• cvetnye_ladoshki.pdf
• Давыдова_Нетрадиционные техники рисования 1.pdf
• Давыдова_Нетрадиционные техники рисования 2.pdf
Кадровое обеспечение
Занятия по программе дополнительного образования «Юный художник»
проводит педагог дополнительного образования: Калугина Наталья
Андреевна.
Основные обязанности педагога дополнительного образования:
- комплектует состав обучающихся детского объединения и принимает
меры по его сохранению в течении срока обучения;
- осуществляет реализацию дополнительной образовательной Программы;
- обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и
методов работы (обучения), исходя из психофизической целесообразности;
- обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся;
- составляет планы и Программы занятий, обеспечивает их выполнение;
ведет установленную документацию и отчетность;
- выявляет творческие способности обучающихся, способствует их
развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и
склонностей;
- поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей
с ограниченными возможностями здоровья;
- оказывает в пределах своей компетенции консультативную помощь
родителям (лицам, их заменяющим), а также другим педагогическим работникам
образовательного учреждения;
- выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся
в период образовательного процесса;
- оперативно извещает руководство МБДОУ о каждом несчастном случае,
принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
- проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на занятиях с
обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
Результаты усвоения Программы отслеживаются на каждом этапе обучения
путём диагностирования. Предусматривается проведение итогового
мониторинга развития художественно-творческих способностей детей.
Диагностика воспитанников проводится 2 раз в год: в начале (сентябрь) и в
конце учебного года (май). Основной метод – наблюдение. Обследование
проводится в ходе образовательной деятельности.
Диагностическая карта
28
Проявление самостоятельности
Нетрадиционные материалы (владеет)
Техники нетрадиционного рисования - монотипия(владеет)
Техники нетрадиционного рисования
со смешением материалов (владеет)
Техники нетрадиционного рисования с
очень густой краской (владеет)
Техники нетрадиционного рисования с
жидкой краской (владеет)
Техники нетрадиционного рисования –
тычок (владеет)
Техники нетрадиционного рисования –
печатание (владеет)
Ф.И. ребенка
№
1
2
3
4
5
Шкала оценок:
✓ 3 балла - овладел
✓ 2 балла - частично овладел
✓ 1 балл - не овладел
На основании проводимого в конце года мониторинга ставятся задачи на
следующий образовательный период.
3. Список используемой литературы
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть
1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть
2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.
3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные
техники. Сфера, М., 2006 г.
4. Колдина Д. Н. ,Рисование с детьми З-4 лет, М, 2008 г.
5. Лыкова И.А. Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная
программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в
изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к
миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019 г.
6. Матвеев В.П. Семицветик. Игры на восприятие цвета., СПб, 1999 г.
7. Пищикова Н.Г., Работа с бумагой в нетрадиционной технике - 2, М, 2008
г.
29
8. Утробина К. К., Увлекательное рисование методом тычка с детьми. М.,
2000 г.
9. Швайко Г. С., Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
2002 г.
30