ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ-детский сад № 451
Протокол от «27» августа 2024 г. № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ -детский сад № 451
_______________________ Е.В. Таланова
Приказ от «27» августа 2024 г. № 20-ОД
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей дошкольного
возраста социально-педагогической направленности
«Клуб интеллектуально-логических игр»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения- детский сад № 451
возраст обучающихся: 1,5 -7 лет
Срок реализации программы:
1 год.
Автор-составитель:
Подковырина Н.А.,
педагог дополнительного
образования
Екатеринбург, 2024 г.
Содержание
I.Комплекс основных характеристик
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи образовательной Программы
11
1.3. Содержание образовательной программы
13
1.4. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы
14
II. Комплекс организационно-педагогических условий
21
2.1. Условия реализации Программы
21
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
24
3. Список используемой литературы
26
2
I.Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) Программы
Дополнительная образовательная программа «Клуб интеллектуальнологических игр» имеет социально-педагогическую направленность.
Формирование интеллектуально- логического мышления невозможно без
использования специальных дидактических средств. Данная Программа
рассчитана на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста с 1,5 до 7(8) лет, разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума,
формирование таких мыслительных умений и способностей, которые
позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому,
чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы
ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети,
поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы,
полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто
сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей
обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого
положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно –
логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения
логическими отношениями принадлежит существенная роль.
Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития
детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный
процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только
высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об
общих и существенных признаках предметов и явлений действительности,
которые закреплены в словах.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера
«Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они
вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними,
но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе
научных знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию
ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие
умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного
мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов
внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения,
приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом
3
для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе.
И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления,
способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами
логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений
потребует больших затрат времени и сил.
В данной Программе показано, как через специальные игры и
упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать
логические отношения в окружающей действительности. В работе с
дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из
необходимых условий их успешного развития и обучения является
системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно
развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами,
игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут
быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь
желаемого обучающего и развивающего результата.
Интеллектуальное развитие детей направленно на развитие умственных
способностей ребенка в процессе различных дошкольных видов деятельности,
в основном – в увлекательной игровой. О детях можно говорить много самых
замечательных слов. Они как первооткрыватели, идут, открытой для них
дорогой знаний, в поисках сокровища, известного только им. А выбрать
правильный путь смогут лишь те, у кого пытливый ум, чистая душа,
благодатные помыслы, те, кто стремится шагать в ногу со временем.
Ключевой формой работы с детьми по Программе является
использование различных развивающих игр, которые способствуют развитию
всех психических процессов и качеств, необходимых будущему успешному
школьнику. Одна из важных задач воспитания маленького ребенка – развитие
его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений и
способностей, которые позволяют легко освоить новое. Развитие начал
логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при
подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению.
Ребенок с достаточно высоким уровнем развития логического мышления не
будет испытывать затруднения в ходе освоения более абстрактного учебного
содержания, более успешно устанавливает связи, зависимости, закономерности,
не просто запоминает, а понимает содержание, что позволит ему более успешно
осваивать учебный материал.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от
того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка.
Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем.
4
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Клуб
интеллектуально-логических
игр»
для
реализации
дополнительных
общеразвивающих программ разработана на основании:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Редакция 08.08.2024 N 329-ФЗ. (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.09.2024)
• Федеральный закон Российской Федерации 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Редакция от
28.04.2023, вступ. в силу с 28.04.2023)
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.20.22 № 678-р.
• Стратегия развития воспитание в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
29.05.2015 № 996-р).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучение, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далееСаНПиН).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
22 сентября 2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629, вступает в силу с 01.03.2023 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам (далее-Порядок)».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
• Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации
05.08.2020 номер 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендацией по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
уровневые программы)».
5
• Письмо Минобороны науки от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательная деятельность с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»).
• Письмо 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
• Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области за период до 2035 года».
• Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждение Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
Отличительная особенность
Идея разработки данной Программы возникла из анализа существующих
программ, методической литературы по дошкольному образованию, а также, из
личного опыта педагога. Новизна данной программы в том, что она реализуется
с помощью технологии развивающих игр, в совокупности с различными играми
логико-математической направленности. Отличительной особенностью
Программы является то, что на занятиях используется материал, вызывающий
особый интерес у детей дошкольного возраста, в Программе используются
несколько методик развивающих игр таких как: игры В. Воскобовича, блоки
Дьенеша, игры Никитина, палочки Кюизенера, соты Д. Кайе, «Цветные
треугольники», образовательный конструктор WeDo 2.0.
Играя, можно многому научиться: считать, решать задачи, выдвигать
различные предположения, направленные на нахождение новых нестандартных
способов решения той или иной проблемной ситуации.
Принципы при построении Программы:
-развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать
новое;
-развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально
мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
-гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и
логического начал;
6
-формирование представлений (математических, об окружающем мире),
речевых умений;
-развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и
объектам окружающей действительности.
Адресат образовательной Программы:
Программа адресована воспитанникам в возрасте от 1,5-7 лет. Срок
реализации Программы 1 год. Число детей, одновременно находящихся в группе
минимальное 12 детей, максимальное 15 детей.
Возрастные особенности детей 1,5-3 лет
(группа раннего возраста).
При обучении и правильном подборе игрового материала дети 1,5-2 лет
осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды,
матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с
атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по
подражанию после показа взрослого.
Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш
учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю
пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала
возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.
Изложенное дает основание считать, что на втором году из отдельных
действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной
дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном,
конструктивная игра. Успехи в развитии предметно-игровой деятельности
сочетаются с ее неустойчивостью, особенно заметной при дефектах
воспитания. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в
поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему.
Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых
качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и
поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе
составляющие основу сенсорного воспитания. В процессе разнообразной
деятельности со взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может
относиться к разным предметам: «надень колечки на пирамидку и т.д.».
Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором
году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает
ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы,
относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже
внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик
и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы,
7
изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать
какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные
признаки.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает
развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и
взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы
произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает
развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает
самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих
предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах
видимой наглядной ситуации. В этом возрасте у детей формируются новые
виды деятельности такие как конструирование.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее
особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные
ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Наряду с
наглядно-действенным мышлением формируются элементы нагляднообразного мышления. Формируется первоначальное представление о
количественных и качественных различиях предметов, действовать с
предметами: собирать однородные по названию предметы, отбирать игрушки
разного цвета, величины, формы.
Возрастные особенности детей 3-4 лет (младшая группа).
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте
ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В
младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети
от использования предэталонов - индивидуальных единиц восприятия,
переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам
восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать
до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны
дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут
запомнить 3- 4 слова и 5- 6 названий предметов. Продолжает развиваться
наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде
случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого
результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и
отношения между предметами.
Возрастные особенности детей 4-5 лет (средняя группа).
Особенности психического развития предполагают активную
любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и
требует всяческой поддержки. В этом возрасте ребенок определяет
8
расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу,
спереди, круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Считает предметы, соотносит их количество с цифрой. Расставляет
цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5). Сравнивает
разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше,
меньше.
Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — нагляднообразный. Все его действия носят практический характер. На первом месте
выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится
обобщённым и переходит в словесно-логическое. Увеличивается объём памяти.
Повышается устойчивость внимания. Ребёнок находит отличия и сходства
между картинками, предметами. Складывает по образцу постройки (пирамидка,
конструктор) без посторонней помощи. Складывает разрезанную картинку в
единое целое (частей должно быть от 2 до 4).
Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание
в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь.
Это очень важная возрастная особенность. Вкладывает недостающие
фрагменты полотна, картинок. Называет обобщающим словом определённую
группу предметов. Находит лишний предмет и пары. Подбирает
противоположные слова. Видит на картинке предметы, неправильно
изображённые, объясняет, что именно не так.
Возрастные особенности детей 5-7 лет.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному
обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется
комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления,
памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода
характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим
вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется
это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то
одном, в частой смене деятельности. Важнейшими характеристиками внимания
являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному
сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро
ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и
распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух
или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии
внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых
процессов.
Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.
Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пятишести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он
называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в
пространстве и правильно использует многообразные обозначения
пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо,
9
дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону". Более трудным
для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в
оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы,
минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.
На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно
интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется нагляднообразное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. Различные
игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие
мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование,
установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может
понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на
основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному
признаку и т. д.
У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является
непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко
запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом возрасте проявляются
индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у
других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетноролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно
воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры
летчиком, моряком, шофером и т. д. По общему мнению детских психологов,
на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство
детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой.
Нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить
рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными
природными материалами и т. д.
Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать,
анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Логические приемы
умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация,
сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также
называют логическими приемами мышления. Развивать логическое мышление
дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих
рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки,
пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы,
или выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое
целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие
друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через
анализ).
10
Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше,
чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано
(сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные
части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном
возрасте деятельности, активно формирующей синтез, - конструированию.
Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу
"делай как я". На первых порах ребенок учится воспроизводить объект,
повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем - повторяя процесс
построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно
восстанавливает способ построения уже готового объекта.Четвертый этап
заданий такого рода - творческий. Задания даются без образца, ребенок
работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров:
гараж именно для этой машины. Для конструирования используются любые
мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому
возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий
выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления,
группы предметов). Показателем сформированности приема сравнения будет
умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных
указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо
признаку, который называют основанием классификации. Классификацию
можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска
самого. Следует учитывать, что при классификационном разделении множества
полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение
всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами,
каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно
определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне
определенных данным основанием групп.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну
коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в
эту - кирпичики и т. д.);
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя
есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что
бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Обобщение – это, оформление в словесной (вербальной) форме
результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном
11
возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов.
Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом
деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти
все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все летают, эти все - бегают и др.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на
развитие математических способностей дошкольника.
Количество Количество занятий
минут
в
неделю
Группы
раннего 2.09.2024
возраста (1,5-3 лет)
30.06.2025
20
2
8
80
80
Младшая
(3-4 года)
30
2
8
80
80
Средняя группа (4- 2.09.2024
5лет)
30.06.2025
40
2
8
80
80
Подготовительная 2.09.2024
к школе группа (6-7
30.06.2025
лет)
60
2
8
80
80
группа 2.09.2024
в год
в месяц
Сроки
освоения
Программы
в неделю
Возрастная группа
Всего часов в год
Режим занятий и объем образовательной Программы
30.06.2025
Сроки освоения Программы
Систематическое и целенаправленное обучение по Программе «Клуб
интеллектуально-логических игр» осуществляется на занятиях. Занятия
проводятся в течение учебного года. Обучение происходит 2 раза в неделю.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятия: группа
раннего возраста- 10 минут, младшая группа -15 минут, средняя группа -20
минут, в подготовительных к школе группах 30 минут.
Уровневость образовательной Программы
Программа имеет стартовый уровень- предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания
образовательной Программы.
12
Формы обучения
Обучение осуществляется на русском языке. В работе используются
формы: групповые занятия 2 раза в неделю в течении 10 месяцев.
Виды занятий
В работе используются следующие виды занятий:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
открытое занятие,
творческое занятие,
занятие путешествие,
занятие игра,
словесные объяснения,
демонстрация схем и видеоматериалов,
контрольное занятие,
теоретическое (беседа, лекция),
комбинированное (сочетание теории и практики),
соревнование,
турнир,
фестиваль.
Формы подведения результатов
Педагогический мониторинг: в начале года с 2.09.2024-6.09.2024, конец
года с 23.06.2025-30.06.2025.
1.2. Цель и задачи образовательной Программы:
Цель: всестороннее развитие личности ребёнка дошкольного возраста,
развитие его интеллектуально – творческих способностей через развивающие
игры.
Задачи:
Обучающие:
• развивать умственные способности детей через овладение действиями
замещения и наглядного моделирования;
• учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по
характерным признакам и назначению;
• учить классифицировать предметы по различным основаниям;
• учить сравнивать предметы и образы;
• учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
• развивать быстроту мышления;
• побуждать делать самостоятельные выводы;
• учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
• учить устанавливать причинно-следственные связи.
13
Развивающие:
• развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать,
классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать
информацию;
• усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания,
воображения;
• развитие творческих способностей.
• развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
• развитие умения различать и называть в процессе моделирования
• геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
• закреплять умение устанавливать соответствие между количеством
предметов и цифрой.
• составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.
Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в
тетради в клетку.
Воспитательные:
• возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их
разнообразного взаимодействия друг с другом при освоении
математических понятий.
• воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении
трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий
самоконтроля и самооценки.
1.3. Содержание образовательной Программы.
На занятиях педагог использует следующие игровые технологии (в
зависимости от возраста):
• "Сказочные лабиринты игры"В.В. Воскобовича.
Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание
- творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается
непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком
сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой
квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы"
сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", серия "Чудоголоволомки", "Математические корзинки", пирамидка «Черепашки».
Появились и первые методические сказки.
• Логические блоки Дьенеша.
Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления
основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки
14
Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только
узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать
представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из
свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий,
желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать.
Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными
действиями, способствуют развитию воображения, способности к
моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное
мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому
мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений,
развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические
структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки
однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти,
воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении
цели.
Набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером,
толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками
(разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.)
дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане
предматематической подготовки, так и с точки зрения общего
интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа,
абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования
декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально
разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются
элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность
производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют
внимание, память, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на
которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению
и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о
них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения
разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые
«рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети
упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе поиска блоков
со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением
декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые
«рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную
модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к
наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств
становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
•
ROBO MASTER Education WeDo 2.0.
Универсальный образовательный конструктор, применяется для изучения
основ технологии и программирования. С помощью WeDo 2.0 моделируют
15
физические законы и явления, изучают флору и фауну, исследуют новые
технологии и космическое пространство.
• Палочки Джоржа Кюизенера.
С помощью цветных палочек Д. Кюизенера развивается активность и
самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения
мыслительных задач. Основные особенности этого дидактического материала
— абстрактность универсальность, высокая эффективность. Палочки Д.
Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения
числу и счету. Палочки Д. Кюизенера как дидактическое средство в полной
мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических
представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным
возможностям, уровню развития детского мышления, в основном нагляднодейственного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде
всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными
предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние
действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время
достаточно обобщенное представление о понятии.
• Игры Никитина.
В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их
главная особенность - удалось объединить один из основных принципов
обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой
деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил
разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих
способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих
способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки игр Никитина
всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок
развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается
решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут быть
очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры,
они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного
творчества; играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно
для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу
самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и
должен сделать сам. К развивающим играм Никитина относятся игра
«Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».
• Конструктор «Цветные треугольники».
Красочный деревянный конструктор «Цветные треугольники» (16 деталей) от
компании Томик – настоящая находка малыша. Дети изучает цвета, фигуры и
их свойства, собирает из элементов различные предметы и животных.
• Соты Виктора Кайе.
16
Многофункциональность сот – это возможность использования набора: в
качестве графического конструктора для создания фигур из частей рисунков на
элементах, в качестве графического трансформера для изменения полученных
фигур, в качестве плоской крупной мозаики, для использования в качестве
головоломки, для конструирования и экспериментирования в области детского
дизайна и архитектуры, для игры в детское домино.
Вариативность – это: несколько вариантов взаимного расположения двух,
трех и более элементов, несколько вариантов взаимного расположения
элементов и т.д., множество вариантов геометрических рисунков и фигур,
получаемых после соединения элементов на горизонтальной плоскости
(элементы касаются друг друга боковой поверхностью).
Функциональные возможности элементов сот Кайе – элемент можно
свободно перемещать по горизонтальной плоскости, элемент можно установить
в угол, образованный другими элементами, можно легко изменять композицию
и развивать ее в любую сторону, можно изменять рисунок композиции за счет
поворота элементов, можно создавать композиции больших размеров, можно
использовать в одной композиции одинаковые или разные по рисунку
элементы, можно использовать в игре игрушки, соразмерные элементам. Соты
Кайе предназначены для формирования у детей конструктивной деятельности,
в процессе которой происходит интеллектуальное развитие ребенка, в том
числе его способности к техническому и архитектурному творчеству.
• «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор
Объемного моделирования)
Это полифункциональный трансформируемый игровой материал,
предназначенный для развития дошкольников в игровой, коммуникативной,
непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности ребенка,
изготовлен из экологически чистых, безопасных, практичных и износостойких
материалов. Конструктор прост в применении, привлекателен по своей форме
для детей и взрослых.
Конструктор представляет собой набор ярких плоскостных фигур из
пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для
ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство,
от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур
конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в
роли «окошка» или «двери».
Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от
дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика
и т.д. В игре с конструктором ребенок не только запоминает названия и облик
плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и
прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы,
трапеции.
17
Для развития логического мышления детей дошкольного возраста очень
эффективно использовать развивающие игры. Для того – чтобы понять
значение развивающей игры, надо понять сущность самой развивающей игры:
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи даются ребенку в различной форме, таким образом знакомят его с
разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них
использован принцип народных игр от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей.
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти
вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои способности,
в отличии от обучения, где всё объясняется и формируются только
исполнительские черты в ребёнке.
6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя
подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя
решение практически, ребенок учится брать все сам из реальной
действительности.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил
задачу.
8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа
математической задачи, а в виде выполнения каких – то действий, в виде
видимых и осязаемых вещей.
9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями,
а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже
придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой
деятельностью более высокого порядка.
10.Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих
возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
В развивающих играх – удалось объединить один из принципов обучения
от простого к сложному с очень принципом творческой деятельности
самостоятельно по способностям. Этот союз позволил разрешить в игре сразу
несколько проблем, связанных с развитием интеллектуальных способностей
ребенка.
Познавательное развитие.
Интеграция математики в различные сферы жизни и деятельности
человека. Значение математических знаний в жизни человека, понимание
построения логических связей, зависимостей числа и количества. В результате
знакомства с основами элементарных математических представлений познают
такие свойства как цвет, форму, характер поверхности, вес, расположение в
18
пространстве, усваивают огромное количество необходимой информации:
названия предметов, действий, свойств, отношение ко всему окружающему.
Социально – коммуникативное развитие.
Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение
принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках
одной группы. Умение самостоятельно объяснять условия игры. Становление
самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять
творческий подход к решению поставленной задачи.
Речевое развитие.
Развитие доказательной речи. Развитие монологической и диалогической
речи с использованием специальной терминологии (математической,
технической). Развитие навыков классификации предметов, понятие
противоположности.
Физическое развитие.
Работа с и играми не только за столом, но и на ковре, свободное
передвижение во время выполнения различных заданий, физкультурные
минутки в процессе игры.
Художественно-эстетическое развитие.
Различение и называние геометрических фигур, освоение способов
воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; освоение умения
выделять структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).
Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов. Освоение
умений выделять сходство и отличие между группами предметов.
№
1
2
3
4
5
16
Учебно-тематический план для воспитанников 1,5-5 лет
Наименование раздела,
Количество часов
Формы
темы
аттестации/контро
ля
Всего теория практика
«Сказочные лабиринты
30
8
22
Педагогическое
игры В. Воскобовича»
наблюдение
Игры Никитина
14
2
12
Педагогическое
наблюдение
Блоки Дьенеша
12
2
10
Педагогическое
наблюдение
Палочки Кюизенера
12
2
10
Педагогическое
наблюдение
Конструктор «Цветные
12
2
10
Педагогическое
треугольники».
наблюдение
Педагогический
Педагогическое
мониторинг
наблюдение
19
(начало года и
конец года)
Итого по Программе
80
16
64
Учебно-тематический план для воспитанников 6-7 лет
№
Наименование раздела,
темы
2
«Сказочные лабиринты
игры В. Воскобовича»
Игры Никитина
3
1
Количество часов
всего
22
теория практика
4
18
14
4
10
Соты Кайе
6
1
5
4
Блоки Дьенеша
6
1
5
5
Палочки Кюизенера
6
1
5
6
Конструктор ТИКО
6
1
5
7
Конструктор «Цветные
треугольники».
ROBO MASTER
Education WeDo 2.0.
Электронный
конструктор «Знаток»
Педагогический
мониторинг
6
1
5
8
2
6
6
2
4
Итого по Программе
80
17
63
8
9
10
Формы
аттестации/контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение (начало
года и конец года)
1.4. Планируемые результаты для детей старшего дошкольного
возраста
- метапредметные:
1. сформирован навык публичного выступления;
2. сформирован навык самостоятельного поиска информации для решения
поставленных задач;
3. сформированы организаторские навыки;
4. сформирован навык правильной формулировки и постановки вопросов и
ответов;
5. сформирован навык планирования своей работы и поиска способов ее
20
выполнения.
- личностные:
1. развито логическое, дивергентное и конвергентное мышлением;
2. имеет способность к саморазвитию, познанию и стремление к
творческому росту;
3. имеет логическое и пространственное мышление, память, внимание,
воображение;
4. имеет положительные личностные качества: трудолюбие, усидчивость,
целеустремленность, внимательность и доброжелательность;
5. имеет активную жизненную позицию;
- предметные:
1. обучающийся ознакомлен с различными формами и видами
интеллектуальных игр и их правил;
2. сформирован навык решения задач, шарад и загадок;
3. сформирован навык использования логической аргументации в решении
задач;
4. обучающийся ознакомлен с различными формами и видами
интеллектуальных игр и их правил;
5. сформирован навык решения задач, шарад и загадок;
6. сформирован навык использования логической аргументации в решении
задач.
Ожидаемые результаты реализации программы для детей старшего
дошкольного возраста
Интеллектуально-познавательные игры:
•
•
•
•
•
Знает состав чисел в пределах 10.
Умеет составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.
Справляется с решением логических задач и ребусов.
Знает, называет многоугольники и их свойства.
Моделирует геометрические фигуры.
Классифицирует геометрические фигуры по определенным признакам.
• Развиты познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление,
память, общение, воображение;
• Самостоятельность, активность, чувство коллективизма.
• Умеет оперировать мыслительными приемами (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации Программы
21
Материально-техническое обеспечение
№
п/п
Оборудование
Количество
1
Столы детские
3 штук
2
Стулья детские
15 штук
3
Магнитная доска, расположенная на уровне роста
детей.
1 штука
4
Экран
1 штука
5
Проектор
1 штука
8
Фломастеры на водной основе
15 штук
9
Наборы цветных карандашей на каждого ребенка
15 штук
10
«Прозрачный квадрат»
11
Ноутбук с выходом в Интернет
1 штука
12
Набор дидактических карточек
10 наборов.
13
Карандаши цветные, простые
14
Кубики Никитина
5 наборов
15
Геоконт великан
1 штука
16
Дидактическая игра: «Ассоциации», «Подбери по
цвету», «Лото», «Домино», «Транспорт», «Из какой
мы сказки», «Геометрические фигуры», «Силуэт
предмета», «Дроби», Четвертый лишний», «Спец.
транспорт», «Последовательность», «Где начало,
где конец», «Россия», «Цифры», «Фрукты»,
«Овощи», «Цвет» и другие.
17
Палочки Кюизенера
5 наборов
18
Блоки Дьенеша
5 наборов
19
«Квадрат Воскобовича» двухцветный
16 штук
20
Планшет картонный
15 штук
21
Дидактический пособия «Сказочные лабиринты
игры»
15 штук
22
Соты Кайе
15 наборов
по количеству детей
по одному набору
6 наборов
22
23
«Кубики для всех»
8 наборов
24
ROBO MASTER Education WeDo 2.0.
25
Электронный конструктор «Знаток»
26
Конструктор «Цветные треугольники».
2 набора
4 набора
10 наборов
Информационное обеспечение
1. Методические пособия к технологии В.В. Воскобовича
https://geokont.ru/MethodSumm?page=2
2. Методические пособия к технологии конструктор ТИКО
http://www.tico-rantis.ru/catalog/12345/?sort=name&order=desc
3. Методические пособия к технологии блоки Дьенеша
https://corvet-igra.ru/webinary/
4. Методические пособия к технологии палочки Кюизенера
https://corvet-igra.ru/webinary/
5. Методические пособия к технологии Соты Кайе.
6. https://corvet-igra.ru/webinary/
Кадровое обеспечение
Занятия по программе дополнительного образования «Клуб
интеллектуально-логических игр» проводит педагог дополнительного
образования: Подковырина Наталья Александровна, образование высшее,
воспитатель ВКК, тьютер технологии «Сказочные лабиринты игр В. В.
Воскобовича».
Методические материалы
• Интеллектуально-логическое развитие детей дошкольного возраста:
программа руководство Центра интеллектуальных игр, Ядыкина С.А.,
Захарова Т.А.
• По морям, по волнам с развивающими играми Воскобовича:
методическое пособие. Под ред. Л.С.Вакуленко, О.М.Вотиновой.
• "Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста". Материалы I-й Всероссийской научнопрактической конференции (статьи, конспекты занятий)
• "Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста". Материалы II-й Всероссийской научнопрактической конференции (статьи, конспекты занятий)
• "Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста". Материалы III-й Всероссийской
научно-практической конференции (статьи, конспекты занятий)
23
• Фиолетовый лес. Развивающая предметно-пространственная среда.
В.В.Воскобович.
• Приложение к игре «Прозрачный квадрат» (сказка)
• Методическое пособие «Волшебные Гонзики»
• Приложение к игровизору «Игровой калейдоскоп»
• Методические рекомендации к Коврографу.
• Методические рекомендации к ROBO MASTER Education WeDo 2.0.
• Методические рекомендации к конструктору «Цветные треугольники».
• Методические рекомендации к Электронный конструктор «Знаток».
2.2. Формы контроля и оценочные материалы для детей старшего
дошкольного возраста
Для определения уровня результативности реализации программы
используются метод педагогического мониторинг. Результаты фиксируются в
протоколе диагностического обследования. Диагностика проводится дважды: в
начале и конце учебного года.
Конструктор ТИКО
Блоки Дьенеша
Палочки
Кюизенера
Соты Кайе
Игры Никитина
Альбомы с играми «Катя и Рыжик
и рыбка»
Геоконт
Прозрачный квадрат
Технологии
Двухцветный квадрат Воскобовича
Педагогический мониторинг образовательной деятельности
Геометрические
фигуры
(родовое
обобщение:
круг,
квадрат
и
треугольник,
прямоугольник,
овал, трапеция),
Структурные
элементы
геометрических
24
фигур
(сторона,
угол,
вершины),
связи и зависимости
между
группами
фигур
по
количеству
углов
сторон
Обобщение понятия
«треугольник»
Пространственные
отношения
План
как
уменьшенное,
смоделированное
отношение между
предметами
Изменение
основания
классификации
и
количества
полученных групп,
их свойств и числа
предметов
Отношения между
числами
(отношения
и
зависимости части и
целого
Цифры от 1 до 9
Состав числа из
единиц
Связи
и
зависимости между
числами,
отношения
чисел
(больше, меньше на
1, 2)
Неизменности
величины (числа) в
результате
перекладывания,
изменения способов
размещения
объектов
в
пространстве
25
Последовательность
выполнения
игровых действий.
Обнаружение
логических связей
между
последовательными
этапами
какоголибо действия
Всего
3. Список используемой литературы
1. Адлер В. Н., Черисова О. Н. «Экологические сказки Фиолетового леса»
СПб, 2017.
2. Воскобович В. В. «Познавательно-творческое развитие дошкольников в
игровой интегрированной деятельности» методические рекомендации,
СПб, 2018.
3. Воскобович В. В. «Сказочные лабиринты игры» игровая технология СПб,
2019.
4. Воскобович В. В, «Фиолетовый лес» развивающая предметнопространственная среда. СПб, 2019.
5. Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о
прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г.
6. Захарова Н. И. «Играем с логическими блоками Дьенеша» учебный курс
для детей 5-6 лет. СПб, 2018.
7. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
СПб, 2017.
8. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». СПб, 2017.
9. Панова Е. Н. «Дидактические игры и занятия в детском саду» старший
возраст. СПб, 2017.
10.Панфилова Э. Н. "РАЗВИВАЛКА.РУ" дополнительная общеразвивающая
программа.
11.Харько Т. Г. «Сказки фиолетового леса» методика познавательно
творческого развития дошкольников. СПб, 2017.
26