ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ-детский сад № 451
Протокол от «27» августа 2024 г. № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ -детский сад № 451
Е.В. Таланова
Приказ от «27» августа 2024 г. № 20-ОД
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательногоучреждения- детский сад № 451
возраст обучающихся 2-7 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Автор-составитель:
Дерябина Е.Ю.
педагог дополнительного
образования
Екатеринбург, 2024 г.
Содержание
I.Комплекс основных характеристик
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи образовательной Программы
14
1.3. Содержание образовательной программы
15
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
21
II. Комплекс организационно-педагогических условий 23
2.1. Условия реализации Программы
23
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
26
3. Список используемой литературы
27
2
I.Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) Программы
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования
«Шахматы» имеет физкультурно-спортивную направленность. Обучение по
этой программе позволяет наиболее полно использовать спортивный и
зрелищный компоненты шахмат, их соревновательную сущность, игровой и
творческий характер, которые стимулируют желание ребенка победить.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, а также ФОП ДО нацеливает нас на создание условий развития
ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных видах
деятельности.
Игра для дошкольника - ведущий вид деятельности, в котором ребенок
учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент
гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это
не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство
самовоспитания.
Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности
ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребенка сравнивать,
обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как
внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.
Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у
дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в
учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса,
благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности
ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.
Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что
возможности маленького человека велики и путем специально организованного
обучения, можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые
ранее считались доступными лишь подросткам. Если до недавнего времени
основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как
казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения,
развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом
изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим
интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный
мир проявляются очень рано.
Игорь Георгиевич Сухин предлагает начинать обучение игре в шахматы
как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка. Создания
3
подобной программы обусловлено тем, что в дошкольном возрасте на первый
план выдвигается развивающая функция обучения, и, следовательно,
необходимо совершенствовать методы, приемы и средства познавательного
развития детей, использовать те, которые в значительной степени способствуют
становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их
творческих способностей.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка.
Они выполняют сразу несколько функций:
Познавательную - играя в шахматы, ребенок учится мыслить, логически
рассуждать, сравнивать, просчитывать свои действия, а также предвидеть
реакцию соперника. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и
творческих способностей.
Воспитательную - шахматы вырабатывают выдержку, собранность,
внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее
относиться к неудачам. Игра в шахматы учит дошкольников логически мыслить,
запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность,
дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память.
Таким образом, шахматная игра дарит ребенку радость творчества и
обогащает его духовный мир. Переходя от взрослых к детям, удивительная игра
может стать средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого,
интересного, увлекательного.
Занятия по Программе «Шахматы» педагогически целесообразны, так как
они укрепляют память, учат мыслить логически, сравнивать и предвидеть
результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и
аналитические способности, помогают вырабатывать организованность,
целеустремленность, объективность. Увлекшись игрой, маленький непоседа
становиться усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичнее.
Игра в шахматы учит быть предельно внимательным, собранным.
Шахматы игра, помогающая подготовить дошкольника к быстрому и успешному
постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь
математики. К тому же, шахматы – замечательный повод для общения людей,
способствующий
взаимопониманию,
укреплению
дружеских
и
добропорядочных отношений. Обучение дошколят в игре в шахматы помогает
выявить шахматные дарования.
Программа разработана в соответствии:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Редакция 08.08.2024 N 329-ФЗ. (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.09.2024)
• Федеральный закон Российской Федерации 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Редакция от
28.04.2023, вступ. в силу с 28.04.2023)
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.20.22 № 678-р.
• Стратегия развития воспитание в Российской Федерации на период до
4
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
29.05.2015 № 996-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучение, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далееСаНПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
22 сентября 2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629, вступает в силу с 01.03.2023 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам (далее-Порядок)».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации
05.08.2020 номер 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендацией по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
уровневые программы)».
Письмо Минобороны науки от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательная деятельность с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»).
Письмо 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области за период до 2035 года».
5
• Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждение Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
Отличительная особенность
Идея разработки данной программы возникла из анализа существующих
программ, методической литературы по дошкольному образованию, а также, из
личного опыта педагога. В предлагаемой программе использован новый,
нестандартный подход к процессу обучения азам шахматной игры,
предложенный И.Г. Сухиным в книге «Шахматы для самых маленьких».
Учитывая мировой опыт преподавания шахмат, автор предлагает начать
обучение игре детей старшего дошкольного возраста. Цель такого обучения не
воспитание будущих чемпионов, а привитие малышам интереса к мудрой игре,
содействие формированию качеств, необходимых для дальнейшей учебы в
школе.
Успешность такого раннего обучения шахматам Сухин И.Г. доказывает,
основываясь на теории доктора психологических наук П. Я. Гальперина о
поэтапном формировании умственных действий, а также на исследованиях
доктора психологических наук Я. А. Пономарева о психологии творчества и
стадиях развития внутреннего плана действий. Делая первые шаги в мире
шахмат, традиционно обучающиеся знакомятся с историей возникновения
шахматной игры, с великими шахматистами, шахматной доской, фигурами,
учатся разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки
игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится
изучению «до матового» периода игры.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в
которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу
фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои
первые шаги на шахматной доске.
Отличительной особенностью программы «Шахматы» является то, что на
занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей
дошкольного возраста: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные
миниатюры и инсценировки. Обучение игре в шахматы в данной программе не
самоцель. Использование шахмат как средства обучения позволит наиболее
полно использовать потенциал, заложенный в мудрой игре.
Принципы при построение Программы
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а
6
не пассивное созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала;
• Принцип комплексной реализации целей: образовательных,
развивающих, воспитывающих;
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
• Принцип наглядности;
• Принцип психологической комфортности - создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов
учебного процесса;
• Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
• Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего
мира;
• Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора;
• Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды
об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение
задач интеллектуального и личностного развития. Каждый из перечисленных
принципов направлен на достижение результата обучения, овладение
дошкольниками основами шахматной игры. Программа основана на игровом
методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В
течение непосредственно образовательной деятельности используются
различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные,
театрализованные.
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и
репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры.
7
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить
перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов
игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании
игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет
характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования.
Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания
знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего
мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления
дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того
чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим
арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм
мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный
подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
• Дидактические игры и задания;
• Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
• Практическая игра;
• Теоретические занятия, шахматные игры;
• Шахматные турниры.
Адресат образовательной Программы
Программа адресована обучающимся в возрасте 2-7 лет, не имеющим
навыков игры в шахматы, и призвана помочь им получить базовые знания по
предмету. Срок реализации Программы 1 год. Число детей, одновременно
находящихся в группе минимальное 12 детей, максимальное 15 детей.
Возрастные особенности детей 2-3 лет
При обучении и правильном подборе игрового материала дети 2-3 лет
осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды,
матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с
атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию
после показа взрослого.
Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш
учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю
8
пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит
по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.
Изложенное дает основание считать, что на третьем году из отдельных
действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной
дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном,
конструктивная игра. Успехи в развитии предметно-игровой деятельности
сочетаются с ее неустойчивостью, особенно заметной при дефектах воспитания.
Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения,
ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему.
Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых
качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и
поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе
составляющие основу сенсорного воспитания. В процессе разнообразной
деятельности со взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может
относиться к разным предметам: «надень колечки на пирамидку и т.д.». Важным
приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году
жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает
ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся
к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду
(кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка).
Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы,
изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать
какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные
признаки.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает
развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и
взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы
произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает
развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает
самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих
предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах
видимой наглядной ситуации. В этом возрасте у детей формируются новые виды
деятельности такие как конструирование.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее
особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные
ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Наряду с
наглядно-действенным мышлением формируются элементы наглядно-образного
мышления. Формируется первоначальное представление о количественных и
качественных различиях предметов, действовать с предметами: собирать
однородные по названию предметы, отбирать игрушки разного цвета, величины,
формы.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте
ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В
младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети
9
от использования предэталонов - индивидуальных единиц восприятия,
переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам
восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать
до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны
дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут
запомнить 3- 4 слова и 5- 6 названий предметов. Продолжает развиваться
наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде
случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого
результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и
отношения между предметами.
Возрастные особенности детей 4-5 лет (средняя группа).
Особенности психического развития предполагают активную
любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и
требует всяческой поддержки. В этом возрасте ребенок определяет
расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу,
спереди, круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Считает предметы, соотносит их количество с цифрой. Расставляет
цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5). Сравнивает
разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше,
меньше.
Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — нагляднообразный. Все его действия носят практический характер. На первом месте
выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится
обобщённым и переходит в словесно-логическое. Увеличивается объём памяти.
Повышается устойчивость внимания. Ребёнок находит отличия и сходства
между картинками, предметами. Складывает по образцу постройки (пирамидка,
конструктор) без посторонней помощи. Складывает разрезанную картинку в
единое целое (частей должно быть от 2 до 4).
Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в
течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь.
Это очень важная возрастная особенность. Вкладывает недостающие
фрагменты полотна, картинок. Называет обобщающим словом определённую
группу предметов. Находит лишний предмет и пары. Подбирает
противоположные слова. Видит на картинке предметы, неправильно
изображённые, объясняет, что именно не так.
Возрастные особенности детей 5-7 лет.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному
обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется
комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления,
памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода
характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим
10
вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется
это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то
одном, в частой смене деятельности. Важнейшими характеристиками внимания
являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному
сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро
ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и
распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух
или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии
внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых
процессов.
Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.
Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пятишести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он
называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в
пространстве и правильно использует многообразные обозначения
пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо,
дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону". Более трудным
для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в
оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы,
минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.
На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно
интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется нагляднообразное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. Различные
игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие
мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование,
установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может
понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на
основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному
признаку и т. д.
У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является
непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко
запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом возрасте проявляются
индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у
других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетноролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно
воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры
летчиком, моряком, шофером и т. д. По общему мнению детских психологов,
на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство
детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой.
Нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить
рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными
природными материалами и т. д.
11
Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать,
анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Логические приемы
умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация,
сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также
называют логическими приемами мышления. Развивать логическое мышление
дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих
рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки,
пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы,
или выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое
целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие
друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через
анализ).
Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше,
чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано
(сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные
части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном
возрасте деятельности, активно формирующей синтез, - конструированию.
Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу
"делай как я". На первых порах ребенок учится воспроизводить объект,
повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем - повторяя процесс
построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно
восстанавливает способ построения уже готового объекта.Четвертый этап
заданий такого рода - творческий. Задания даются без образца, ребенок
работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров:
гараж именно для этой машины. Для конструирования используются любые
мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому
возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий
выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления,
группы предметов). Показателем сформированности приема сравнения будет
умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных
указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо
признаку, который называют основанием классификации. Классификацию
можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска
самого. Следует учитывать, что при классификационном разделении множества
полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение
всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами,
каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно
12
определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне
определенных данным основанием групп.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну
коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в
эту - кирпичики и т. д.);
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя
есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что
бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Обобщение – это, оформление в словесной (вербальной) форме
результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном
возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов.
Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом
деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти
все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все летают, эти все - бегают и др.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на
развитие математических способностей дошкольника.
Режим занятий и объем образовательной Программы
Возрастная группа
Группа раннего
возраста
(2-3 года)
Младшая группа
(3-4 года)
Средняя группа
(4-5 лет)
Подготовительная
к школе группа
(6- 7 лет)
Сроки
освоения
Программы
02.09.2024 г.
30.06.2025 г.
02.09.2024 г.
30.06.2025 г.
02.09.2024 г.
30.06.2025 г.
02.09.2024 г.
30.06.2025 г.
Количество Количество занятий
минут в
год
неделю неделю месяц
Всего
часов
в год
20
2
8
80
80
30
2
8
80
80
40
2
8
80
80
60
2
8
80
80
Сроки освоения Программы
Систематическое и целенаправленное обучение по Программе «Шахматы»
13
осуществляется на занятиях. Занятия проводятся в течение учебного года.
Обучение происходит 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Продолжительность занятий: в группе раннего возраста - 10 минут, младшей
группе-15 минут, средней группе 20 минут, в подготовительной к школе группе
30 минут.
Уровневость образовательной Программы
Программа имеет стартовый уровень- предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания
образовательной Программы.
Формы обучения
Обучение осуществляется на русском языке.
В работе используются формы: групповые занятия 2 раза в неделю в
течении 10 месяцев.
Виды занятий
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
В работе используются следующие виды занятий:
открытое занятие,
творческое занятие,
занятие путешествие,
занятие игра,
словесные объяснения,
демонстрация схем и видеоматериалов,
контрольное занятие,
теоретическое (беседа, лекция),
комбинированное (сочетание теории и практики),
соревнование,
турнир,
фестиваль.
Формы подведения результатов
• педагогический мониторинг: начало учебного года- первая неделя
сентября, конец учебного года -последняя неделя июня.
1.2
Цель и задачи образовательной Программы
Цель: раскрытие и реализация личностного потенциала и творческой
14
индивидуальности личности обучающегося на основе формирования
устойчивого интереса к спорту и физической культуре посредством обучения
игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
• изучить правила шахматной игры;
• изучить основы шахматной нотации, порядок записи партии и позиций;
• способствовать пониманию цели шахматной партии;
• сформировать навык самостоятельной работы с шахматной доской;
• дать представление о турнирных правилах;
• дать представление о простейших тактических приемах;
• сформировать навыки нападения и защиты;
• ознакомить с законами развития фигур в начале партии;
• ознакомить с понятием изменения силы фигур и пешек в течение
шахматной партии;
• дать представление о тактических приемах;
• дать понимание о возможности использования ошибок противника.
Развивающие:
• сформировать устойчивый интерес к шахматной игре, как средству досуга;
• способствовать развитию творческой активности, любознательности в
области шахмат, расширять кругозор учащихся;
• развивать способность к запоминанию простейших позиций;
• сформировать и развивать сосредоточенность, внимание, логическое
мышление;
• развивать и тренировать логическую память;
• развивать способность предполагать ответный ход противника;
• развивать способность ориентироваться во времени;
• сформировать потребность в интеллектуальном творчестве;
• развивать способность понимать красоту человеческой мысли;
• сформировать умение учиться, преодолевать трудности.
Воспитательные:
• воспитывать устойчивость к психологическому давлению;
• воспитывать уважение к противнику;
• способствовать формированию коммуникативных навыков;
• воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;
• воспитывать навыки обращения к судье, отстаивания своих прав и
выполнения обязанностей игрока;
• воспитывать умение спокойно воспринимать неудачу в игре.
1.3. Содержание образовательной Программы
15
Тематический план группы раннего возраста
Наименование раздела,
темы
Формы
аттестации/контроля
Количество часов
всего
теория
практика
Шахматная доска.
Введение.
Организационное
занятие.
Шахматные сказки
8
2
6
8
2
6
Шахматные подвижные
игры
Дидактические игры
8
2
6
10
3
7
18
6
12
8
2
6
4
1
3
8
2
6
8
2
6
80
22
58
Шахматные фигуры
Подвижные игры
Волшебный мешочек с
шахматами
Знакомство с фигурами
через изобразительную
деятельность
Напольные шахматы
Итого
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тематический план младшей группы
Наименование раздела,
темы
Формы
аттестации/контроля
Количество часов
всего
теория
практика
Шахматная доска.
Введение.
Организационное
занятие.
Шахматные сказки
4
1
3
8
2
6
Шахматные подвижные
игры
Дидактические игры
8
2
6
10
3
7
22
6
16
8
2
6
Шахматные фигуры
Подвижные игры
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
16
Волшебный мешочек с
шахматами
Знакомство с фигурами
через изобразительную
деятельность
Напольные шахматы
Итого
4
1
3
8
2
6
8
2
6
80
21
59
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тематический план средней группы
Наименование раздела,
темы
Шахматная доска.
Введение.
Организационное
занятие.
Шахматные сказки
Шахматные подвижные
игры
Дидактические игры
Шахматные фигуры
Подвижные игры
Волшебный мешочек с
шахматами
Знакомство с фигурами
через изобразительную
деятельность
Напольные шахматы
Итого
Формы
аттестации/контроля
Количество часов
всего
теория
практика
2
1
1
10
2
8
8
2
6
12
3
9
20
6
14
8
2
6
4
1
3
8
2
6
8
2
6
80
21
59
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тематический план подготовительной к школе группы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Наименование
№
раздела, темы
всего
теория практика
Шаг 1.
Опрос «Что я знаю о
1 Шахматная
8
2
6
шахматах»
доска
17
Шаг 2.
2 Шахматные
фигуры
30
6
24
Шаг 3.
3 Шахматные
ходы
14
2
12
Шаг 4.В стране
шахматных
чудес: учимся,
4
играя. Праздник
шахматных
фигур
20
4
16
Контрольные
задания
8
0
8
Итого по
Программе
80
14
56
Диагностические задания
«Найди и назови», «Кто
как ходит», «Угадай по
описанию».
Диагностические задания.
«Узнай и назови»,
«Шахматные термины», «Ход
фигуры», «Взятие фигуры»
Диагностические задания
«Подготовься к бою»,
«Ориентировка на шахматной
доске»,
«Начинаем шахматный бой»,
«Шах, мат».
Знание шахматных фигур,
шахматная доска – основные
характеристики между
соперниками.
Проявление фантазии в игре.
Содержание тематического плана подготовительной к школе группы
Шаг 1. Шахматная доска
1.1. Вводное занятие.
Теория: Правила безопасности, правила поведения на занятиях.
Практика: Игра «Назови фигуру». Упражнения: «Шахматные термины»,
«Поставь правильно» Входная диагностика. Опрос «Что я знаю о шахматах».
1.2. Из истории возникновения шахмат.
Теория: История возникновения шахмат.
Чтение легенды о появлении шахмат. Просмотр фильма «Возникновение
шахмат».
Практика: Беседа по содержанию фильма.
1.3. Шахматная доска и все о ней.
Теория: Понятия «шахматная доска», «белые», «черные» поля, чередование
белых, либо черных полей, «центр» шахматной доски, шахматные поля
квадратные, горизонталь, вертикаль, диагональ. В шахматном королевстве
Практика: упражнение «Поставь правильно шахматную доску».
Упражнять в назывании геометрических фигур, количественного счета в предела
1.4. Что же внутри?
Теория: Беседа «Почему надо относиться с уважением к шахматным фигурам».
Практика: Упражнение «Достань фигуру и расставь» - упражнять детей в
расстановке шахматных фигур. Упражнения: «Волшебный мешочек»,
«Шахматный теремок».
18
Шаг 2. Шахматные фигуры
2.1. Шахматный домик.
Теория: Шахматные фигуры, их название, белые и черные.
Практика: Упражнения «Найди и назови», «Главные фигуры», «Белые и
черные», «Кто быстрее?».
2.2. Бой в шахматах.
Теория: рассказать, что такое бой в шахматах. Рассказать о шахматной стране, в
которой ведутся сражения, о цели игры в шахматы.
Практика: Игры: «Один в поле воин», «Игра на уничтожение», «Ограничение
подвижности», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Огонь».
2.3. Фигура.
Теория: Фигура в шахматах.
Практика: Творческая минутка: назови, найди, раскрась.
2.4. Шахматная фигура король.
Теория: Шахматный король. История названия фигуры – король. Обсуждение
индивидуальности фигуры.
Практика: Заучивание стихотворения о шахматном короле, слепить шахматную
фигуру король. Упражнение «Найди и раскрась». Игры «Над головой», «Что
общего?». Видео занятие. Чтение отрывка «Шахматный Король» Кума А., Рунге
С. Упражнение «Найди фигуру». Просмотр мультфильма «О короле».
Упражнение «Найди и раскрась». Игры «Волшебный мешочек», «Белые и
черные».
2.5. Шахматная фигура ферзь.
Теория: Шахматный ферзь. История названия фигуры – ферзь Обсуждение
индивидуальности фигуры.
Практика: Заучивание стихотворения о ферзе, слепить шахматную фигуру
«ферзь». Почитать стихи о Ферзе. Запомнить правило «Ферзь – любит свой
цвет». Просмотр мультфильма «О ферзе». Упражнение «Найди и раскрась».
Игры «Волшебный мешочек», «Белые и черные».
2.6. Шахматная фигура ладья.
Теория: Шахматная ладья. Обсуждение индивидуальности фигуры.
Практика: Упражнение «Заштриховать фигуру». Игры «Угадай по описанию»,
«Прятки». Упражнять в нахождении фигуры в ряду остальных. Просмотр
мультфильма «О ладье».
2.7. Шахматный слон.
Теория: Шахматный слон. История
названия фигуры
–
слон.
Обсуждение индивидуальности фигуры.
Практика: Заучивание стихотворения «Слон». «Войско из коробки», «Куча
мала», «Соседи», «Что общего?», «Прогуляйся по улице», «Чем отличаются?».
Просмотр мультфильма «О шахматной фигуре - слон». Творческая минутка
«Вырезать и приклеить фигуру Слон».
2.7. Шахматная фигура конь.
Теория:
Шахматный
конь. История
названия фигуры
конь.
Обсуждение индивидуальности фигуры. Просмотр мультфильма «О коне».
Практика: Заучивание стихотворения «Конь». «Атака неприятельской фигуры»,
19
«Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». «Кто быстрее передвижение коня из угла в угол; на соседнее с ним поле». Упражнение
«Дорисуй». Игры «Ряд», «На стуле», «Большая и маленькая». Упражнять в
нахождении фигуры в ряду остальных. Игры «Угадай по описанию», «Прятки»
2.8. Шахматный новый год.
Теория: Этапы сказки. Правила выступления.
Практика: самостоятельно придумать сказку про шахматную фигуру. Тема
сказки «Новый год в шахматном королевстве». Презентация сказки собственного
сочинения по теме «Новый год в шахматном королевстве».
2.9. Шахматная фигура пешка.
Теория: Шахматная пешка. История названия фигуры пешка. Обсуждение
индивидуальности фигуры. Стихотворение о пешке.
Практика: Игра «Пешка и все фигуры». Изучить место пешки в начальном
положении. Игра «Война пешек». Лепка фигуры. Упражнение «Сосчитай».
Творческая минутка «Вырежи и сложи узор». Игры «Волшебный мешочек»,
«Шахматный теремок».
2.10. Праздник шахматных фигур.
Теория: вспомнить название всех шахматных фигур.
Практика: Упражнение «Расставлять последовательно шахматные фигуры».
Игры «Шахматный теремок», «Белые и черные», «Запретная фигура». Игра
«Построение». Упражнения «Угадай на ощупь». Промежуточная диагностика по
разделу: диагностические задания «Найди и назови», «Кто как ходит», «Угадай
по описанию».
Шаг 3. Шахматные ходы
3.1. Ход короля.
Теория: как ходит король. Правила игры.
Практика: Практическое упражнение «Ход короля» - его передвижение по
шахматной доске. Игры «Найди фигуру», «Прогуляйся по доске».
3.2. Ход ферзя.
Теория: как ходит ферзь. Упражнение «Ход ферзя»-показать приемы
передвижения фигуры.
Практика: Игры «Найди отличие», «Угадай по описанию»
3.3. Ход ладьи.
Теория: рассказать о том, как ходит ладья. Познакомить детей с новым понятием
«ход фигуры» - ладьи. Путем анализа и сравнения подвести к пониманию
относительной силы фигуры.
Практика: Упражнение «Ход ладьи» - показать приемы передвижения фигуры.
Упражнять в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и
черной ладьей на шахматной доске. Практиковаться на шахматной доске. Игры
«Ищи», «Ход Ладьи». Упражнение «Король, Ферзь, Ладья».
3.4. Ход слона.
Теория: как ходит Слон. Правила игры «Шахматный бой».
Практика: Упражнение «Ход слона» - направление передвижения по шахматной
доске, что такое белопольные и чернопольные слоны. Практиковаться на
шахматной доске. Игры Узнай фигуру», «Волшебный мешочек». Упражнение
«Король, Ферзь, Ладья, Слон». Творческое задание «Поздравим папу с Днем
20
защитника Отечества» (изготовление открыток с шахматными фигурами
мужского рода). Развлечение «Шахматный бой».
3.5. Ход коня.
Теория: как ходит Конь.
Практика: Упражнение «Ход коня» - его передвижение по шахматной доске.
Практиковаться на шахматной доске. Упражнение «Король, Ферзь, Ладья, Слон,
Конь». Игры «Шахматный теремок», «Убери такую же».
3.6. Ход пешки.
Теория: как ходит пешка. Правила игры «Шахматный калейдоскоп».
Практика: Упражнение «Ход пешки» - передвижение фигуры по шахматной
доске. Практиковаться на шахматной доске. Упражнение «Король, Ферзь, Ладья,
Слон, Конь, Пешка». Игры «Шахматный колобок», «Полна горница».
Творческое задание «поздравим маму с праздником 8 Марта» (изготовление
открыток, приуроченные к празднику 8 марта, с шахматными
фигурами
женского рода).Развлечение
«Шахматный
калейдоскоп».
Промежуточная диагностика по разделу: диагностические задания. «Узнай и
назови», «Шахматные термины», «Ход фигуры», «Взятие фигуры» Шаг 4. В
стране шахматных чудес: учимся играя
Шаг 4. В стране шахматных чудес: учимся играя. Праздник
шахматных фигур.
Теория: Правила игр и упражнений.
Практика: Игры «Нарисуй горизонталь», «Исправь ошибку», «Раскрась
диагональ», «Собери шахматную доску», «Цвет», «Войско из коробки», «Куча
мала», «Соседи», «Что общего?», «Прогуляйся по улице», «Школа»,
«Поднимитесь на лифте», «Ракеты на старте», «Лабиринт», «Один в поле воин»,
«Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности», «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля», «Огонь», «Поставь шах королю», «Гости»,
«Соберем урожай», «Кто быстрее - передвижение коня из угла в угол; на
соседнее с ним поле», «Война пешек». Упражнения «Правильно положи перед
собой шахматную доску», «Мешочек», «Да и нет», «Мяч», «Расставь фигуры»,
«Лабиринт», «Кратчайший путь», «Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита»,
«Выиграй фигуру».
Промежуточная диагностика
по
разделу:
диагностические
задания «Подготовься к бою», «Ориентировка на шахматной доске», «Начинаем
шахматный бой», «Шах, мат».
Итоговое занятие. Праздник шахматных фигур.
Возможности дальнейшего изучения шахмат. Открытое занятие для
родителей «Праздник шахматных фигур»: презентация достижений детей.
Коллективное подведение итогов учебного года.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Метапредметные:
• умеет планировать свои действия;
21
•
•
•
•
•
умеет составлять последовательность ходов в партии;
умеет корректировать план и ходы в партии;
устойчив к неудачам, поражениям;
умеет участвовать в коллективной деятельности;
умеет работать по предложенному плану и самостоятельно планировать
свою деятельность.
личностные:
• имеет устойчивую мотивацию к изучению шахматного творчества;
• имеет способность к саморазвитию, познанию и стремление к
творческому росту;
• имеет логическое и пространственное мышление, память,
внимание;
• имеет положительные личностные качества: трудолюбие,
усидчивость, целеустремленность, внимательность и
доброжелательность;
• имеет интерес к ведению здорового образа жизни;
• имеет активную жизненную позицию;
• имеет способность договариваться с соперником о правилах общения
и поведения в игре и следует им.
- предметные:
• знает историю развития шахмат;
• знает основные шахматные термины;
• знает шахматные фигуры;
• знает и умеет применять основные принципы ведения шахматной партии;
• знает основные тактические удары;
• имеет понятие о стратегии шахмат;
• использует полученные теоретические знания в практике шахматной игры.
Ожидаемые результаты реализации программы
По окончании обучения обучающиеся будут иметь
представление о:
шахматном поле и основных понятиях: горизонталь, диагональ,
вертикаль, фигура, ход;
• игровых возможностях шахмат;
•
будут знать:
•
•
•
начальную расстановку фигур на шахматном поле;
правила игры в шахматы;
названия шахматных фигур;
будут уметь:
•
различать шахматные фигуры по форме и цвету;
22
•
•
•
•
правильно расставлять шахматные фигуры на игровом поле;
ориентироваться на шахматном поле;
играть «по частям» (фрагменты игры);
играть в шахматы, не нарушая правил.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации Программы
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Материально-техническое обеспечение
Оборудование
Количество
Столы детские
3 штук
Стулья детские
15 штук
Магнитная доска, расположенная на уровне роста детей.
1 штука
Экран
1 штука
Проектор
1 штука
Сборник видеозаписей с дополнительными материалами
Постоянно
пополняется
Набор демонстрационных карточек
Набор дидактических карточек
Наборы цветных карандашей на каждого ребенка
15 штук
Методическая литература.
7 штук
Ноутбук с выходом в Интернет
1
Демонстрационный шахматный комплект.
1
Игровые комплекты шахмат.
по количеству
детей
Информационное обеспечение
• https://yandex.ru/video/preview/15710641201614065249
• https://vk.com/video17555260_456239082
• https://yandex.ru/video/preview/15222133164954695268
Методические пособия по программе:
• http://suhin.narod.ru/
Книги, где есть описание шахматных партий:
• Кэрролл Л. «Алиса в Зазеркалье».
• Носов Н. «Незнайка в Солнечном городе».
• Семенов А. «Ябеда-Корябеда и ее проделки».
• Сухин И. «Страна Грез // Сухин И. «Книга-выручалочка по
внеклассному чтению». – М. : Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
• Томин Ю. «Шел по городу волшебник».
23
• Чеповецкий Е. «Приключения шахматного солдата Пешкина».
• «Добрыня, посол князя Владимира» (былина).
• Драгунский В. «Шляпа гроссмейстера».
Дидактические шахматные сказки
• Сухин И. «Котята-хвастунишки» // Сухин И. «Книга-выручалочка по
внеклассному чтению». – М. : Новая школа, 1994. – Вып. 3.
• Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин, И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. -М. : Новая школа, 1995. – Вып. 5.
• Сухин И. «От сказки – к шахматам».
• Сухин И. «Удивительные превращения деревянного кругляка» //
Сухин, И. «Книга выручалочка по внеклассному чтению». – М.:
Издательство фирмы ACT, 1993.
• Сухин И. «Удивительные приключения шахматной доски».
• Сухин И. «Хвастуны в Паламеде».
• Сухин И. «Черно-белая магия Ущелья Великанов» // Сухин, И.
«Книга-выручалочка по внеклассному чтению». М. : Новая школа,
1994. Вып. 2.
• Сухин И. «Шахматная сказка» // Сухин И. «Приключения в
Шахматной стране». – М. : Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
• Гришин, В., Осипов Н. «В гостях у Короля» // Гришин В., Осипов Н.
«Малыши открывают спорт». – М. : Педагогика, 1978.
• Аматуни, П. «Королевство Восемью Восемь». Ильин, Е. «В стране
деревянных королей». – М. : Малыш, 1982.
• Кума, А., Рунге, С. Шахматный Король.
• Пермяк Е. «Вечный Король».
• Сендюков, С. «Королевство в белую клетку». – М. : Малыш, 1973.
• Сухин И. «О злой волшебнице, драконе и Паламеде».
• Сухин И. «Котята-хвастунишки».
• Сухин, И. «Лена, Оля и Баба-Яга».
• Сухин И. «Удивительные превращения деревянного кругляка
24
// Сухин, И. Книга выручалочка по внеклассному чтению».–
М. : Издательство фирмы ACT, 1993.
• Сухин И. «Удивительные приключения шахматной доски».
• Сухин И. «Черно-белая магия Ущелья Великанов» / Сухин, И.
Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Вып. 2.– М. : Новая
школа, 1994.
• Сухин И. «Шахматная сказка» // Сухин, И. Приключения в
Шахматной стране.– М. : Педагогика, 1991.
• Тихомиров, О. «Чемпион Гога Ренкин».
• Шаров, А. «Сказка о настоящих слонах».
Стихотворения о шахматах и шахматистах
• Берестов, В. «Игра».
• Берестов, В. «В шахматном павильоне».
• Ильин, Е. «Приключения Пешки». – М. : ФиС, 1975.
• Ильин, Е. «Средневековая легенда».
• Квитко, Л. «Турнир».
• Никитин, В. «Чья армия сильней?» – Красноярск, 1977.
• Сухин, И. «Волшебная игра».
Кадровое обеспечение
Занятия по программе дополнительного образования «Шахматы»»
проводит педагог дополнительного образования: Дерябина Елена Юрьевна,
образование высшее, воспитатель высшей квалификационной категории.
•
•
•
•
•
•
•
Методические материалы
Балашова Е., «Герои сказки играют в шахматы, или Твой первый
шахматный учебник».– М.:: Имидж Принт, 2012.
Бардвик Т. «Шахматы для детей. Уроки Шахматного Сыщика». – СПб.:
Питер, 2019.
Береславский Л. «Шахматы для малышей». – М., АСТ, 2016.
Веселых И., Веселых И., Шахматный букварь.– М. : Просвещение, 1983.
Гончаров В. «Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника
шахматной игре».– М. : ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е. «Шахматная азбука».– М. : Детская литература, 1980.
Гулиев С., «Шахматная школа Владимира Крамника». – М.: Русский
шахматный дом, 2019.
25
• Зак В., Длуголенский Я. «Я играю в шахматы». – Л. : Детская литература,
1985.
• Князева В. «Уроки шахмат». – Ташкент: Укитувчи, 1992.
• Круковер В. «Шахматная школа. Материалы к урокам. ФГОС» –
Волгоград: Учитель, 2019.
• Сухин И. «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет». – М. :
Новая школа, 1994.
• Сухин И. «Волшебный шахматный мешочек». – Испания: Издательский
центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
• Сухин И. «Приключения в Шахматной стране». – М. : Педагогика, 1991.
• Сухин И. «Удивительные приключения в Шахматной стране». – М. :
Поматур, 2000.
• Сухин И. «Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя»
– Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
• «Шахматы – школе «/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М. : Педагогика,
1991.
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
Для определения уровня результативности реализации программы
используются метод педагогического мониторинга. Результаты фиксируются в
протоколе диагностического обследования. Диагностика проводится дважды: в
начале и конце учебного года.
Педагогический мониторинг образовательной деятельности
Контроль за освоением Программы «Шахматы» осуществляется по
результатам педагогических наблюдений в начале и в конце учебного года и
заносится в протокол мониторинга освоения программы.
Педагогическое наблюдение осуществляется по следующим параметрам:
• знание шахматных терминов;
• знание названий шахматных фигур;
• знание правил хода и взятия каждой фигуры;
• умение ориентироваться на шахматной доске;
• умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами;
• умение правильно помещать шахматную доску между партнерами;
• умение правильно расставлять фигуры перед игрой; различать вертикаль,
горизонталь, диагональ;
• умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Каждый параметр оценивается в баллах:
0 баллов – не знает, не умеет;
1 балл – знает, умеет, но делает ошибки;
2 балла – знает, умеет практически безошибочно.
26
По сумме баллов за 9 параметров педагог определяет уровень достижения
ребенком ожидаемых результатов, который выражается в следующих
показателях.
Высокий уровень (14-18 баллов): ребенок имеет представление о
«шахматном королевстве». Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали
и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет
шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие
о приемах взятия фигур.
Средний уровень (8-13 баллов): ребенок затрудняется в умении быстро и
правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их
вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
Низкий уровень (0-7 баллов): ребенок не умеет быстро и правильно находить
поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не
различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и
их отличия.
Анализ результатов мониторинга в целом по группе осуществляется по
следующим параметрам: показатели, наиболее успешно освоенные детьми;
показатели, которые недостаточно освоены детьми; причины недостаточного
уровня освоения отдельных показателей; пути решения.
Подведение итогов реализации Программы «Шахматы» осуществляется в
форме открытого занятия для родителей «Праздник шахматных фигур» с
демонстрацией достижений ребенка.
3. Список используемой литературы
1. Береславский Л.А. Шахматы для малышей. Научиться играть с 4 лет
(Авторская методика обучения) – М.: АСТ, 2016.
2. Костенюк А.К., Костенюк Н.П. Как научить шахматам. Дошкольный
шахматный учебник. М.: Издательство: RUSSIAN CHESS HOUSE, 2008
3. Сухин И. Шахматы. Полный курс для детей – Шахматы. Большой
самоучитель для детей. – М.: Издательство АСТ, 2018.
4. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991 (в
электр. виде.).
5. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Издательство, АСТ, 2018.
6. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. Часть
1 – 6-е изд. - Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
7. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. Часть
2 – 6-е изд. - Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
8. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя.
3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015.
9. Сухин И. Шахматы – школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения:
учебное пособие для общеобразовательных организаций. – Обнинск:
Духовное возрождение, 2019.
27