Конспект организованной деятельности в подготовительной к школе группе «История жилищ человека» Педагог Крутикова Т.В.

28.10.2022

 

Конспект организованной деятельности в подготовительной к школе группе

«История жилищ человека»

Педагог Крутикова Т.В.

Форма: путешествие по «Реке времени».

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Форма организации:  фронтальная.  

Цель: Развитие любознательности, активности, познавательных интересов в процессе знакомства с историей жилищ человек. Задачи:

Воспитательные:

·        Воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга.

·        Воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной, познавательно-исследовательской    деятельности со сверстниками.

Развивающие:

·        Развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация)

·        Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.

·        Развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр.).

Обучающие:

·        Расширить знания детей о строительных профессиях.

·        Познакомить детей с историей жилищ человека

Наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал

мультимедийные: компьютерная презентация «История жилищ человека»

Методы обучения и воспитания: словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера; наглядные: рассматривание предмета, показ иллюстраций; практические: моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения; игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием.

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята, посмотрите в окно, что вы видите? Перед окнами нашей группы красуются пятиэтажные дома. Ребята, а в каких дома живете вы?  Сколько этажей в вашем дома? У вас деревянные или кирпичные дома?

Ответы детей:

Воспитатель: -Дом нужен всем, но самое большое разнообразие домов у человека. Еще в древности люди занимались строительством. Ребята, как вы думаете, в древнем мире, какие дома были, кто их строил? Хотите узнать?

Ответы детей:

Воспитатель: -А что мы можем сделать, чтобы узнать о истории жилищ человека?

Ответы детей:

Воспитатель: -Я предлагаю вам отправиться в прошлое (древние времена) по «реке времени». Кто хочет отправиться вместе со мной, и узнать историю жилищ человека?

Ответы детей:

Воспитатель: -А вот и река времени. Мы живем в современном времени, посмотрите какие у нас многоэтажные дома и современная техника. А вот на реке времени старина, тогда жили ваши прабабушки в избах, а еще раньше, в древности у людей не было домов, они жили в пещерах. Ребята, чтобы очутиться в далёкой древности, на чем можно отправиться по реке времени?

Ответы детей: (дети перечисляют транспортные средства)

Воспитатель: -Да, ребята, мы можем отправиться на корабле. А как мы можем назвать наш корабль?

Ответы детей:

Воспитатель: -А теперь вперед, чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем. Много нового узнаем». Посмотрите, вот наша первая остановка. Спустить, якорь!

Интересно, что мы узнаем здесь? Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности. История жилищ человека уходит далеко в прошлое. Это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется?

Ответы детей: Пещера.

Воспитатель: Когда-то очень давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах.Первым жилищем была пещера, строить там ничего было не нужно разве, что выгнать из неё поселившегося ранее соплеменников.  Позже появились шалаши из веток и костей мамонтов. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов. А сверху на них делали покрытие из шкур. (Воспитатель демонстрирует на слайде изображение пещер). Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах?

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте потрогаем камень, который я для вас приготовила. Какой камень на ощупь? Вся пещера состояла из камней. Удобно ли было стоять на такой поверхности? А спать? А почему? Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека? Почему?

Ответы детей:

Воспитатель: В шалаше было ли удобно первобытным людям? Прочны ли было такое жилище?

Ответы детей:

Воспитатель: А давайте проверим? У меня есть макет шалаша. Из чего был сделан шалаш?  Как вы думаете был ли шалаш прочным жилищем?  Ребята, а если вдруг начнётся сильный, порывистый ветер, сможет ли такой дом устоять и защитить людей, живущих в нём? Давайте проверим, подуем на шалаш. Что с ним произошло?Хочу такой сайт

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, он весь развалился. А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя? Проверим? Польём водичкой наш шалаш. Что произошло? А удобно ли было жить в шалаше холодной снежной зимой?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были правы. Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

Ответы детей:

Воспитатель: Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше. Ну а сейчас, все на борт, продолжим наше путешествие. (Шум волны, дети выполняют покачивания). И снова повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем». И вот наша вторая остановка. Мы с вами очутились в старине. Вот ребята, шли года. Как только у человека появился деревянный дом – появилась профессия строитель. Люди осваивали профессию плотник. На Руси плотник, был как строитель. Основой деревянного дома был сруб. Сруб – это скреплённые между собой четырехугольник бревна. Древесина была доступным материалом. Ребята, а как вы думаете, поему древесина была доступным материалом на Руси?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно. Строить начинали ранней весной, заканчивали осенью. Чтобы дом был теплый, плотники между бревнами закладывали мох. Крыши были двухскатные. (изображение двухскатных крыш). В качестве кровельного материала сначала выбирали солому. Как вы думаете, прочная ли была крыша из соломы? Почему? Когда люди поняли, что соломенная крыша не прочная, они стали делать крышу из дерева. Дом строили топорами. (Воспитатель демонстрирует на слайде изображение сруба, деревянных домов) Ребята, давайте потрогаем деревяшку. Какая она? Как вы думаете, были ли такие дома удобными? А были ли они прочным? Почему?

Ответы детей:

Воспитатель: Да эти дома были удобными, день и по сей день в деревнях люди живут в деревянных домах. Так же они были прочными, деревянные дома могли защитить людей от ветра и непогоды.  Деревянные дома, если древесина у них обработана специальным раствором, могут простоять много лет. Только теперь их и строят немного по-другому и различных удобств в них побольше. Ну, что вы готовы продолжить наше путешествие?

Ответы детей:

Воспитатель: Все на борт! Отдать швартовый! «Путешествие нас ждет, река времени несет. В современном мире мы побываем. Много нового узнаем». Вижу берег! Подплываем! Опустить якорь! Вот наша следующая остановка.

Как вы считаете, где мы очутились?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, мы с вами находимся в нашем времени, здесь нам все знакомо. Ребята, а какие дома у нас сейчас? Опишите их.

Ответы детей:

Воспитатель: Сегодня, чтобы построить жилой дом, требуется привлечение специальных механизмов и большого количества людей самых разных строительных профессий. А какие строительные профессии знаете вы?   Строитель должен многое знать и многое уметь. Вы хотите узнать, как и какими специалистами строится дом?  Первым принимается за работу по строительству дома архитектор. Он делает проект дома. Чертит, рисует. Когда проект дома готов, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Того, кто работает на бульдозере называют бульдозерист. Он на этой машине ровняет поверхность площадки. После бульдозера за работу принимается экскаватор. Того, кто работает на экскаваторе называют экскаваторщик. Он роет котлован. Теперь пора укладывать блоки для фундамента дома, для этого нужен подъемный кран. Того, кто работает на подъемном кране называют крановщик. После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада каменщик. Они выкладывают из кирпича стены здания. И вот наш дом почти построен, но остался один рабочий, который работает выше всех – это кровельщик. Он покрывает крышу. Затем на стройку прибывают плотники. плотники устанавливают двери и окна. А из чего сейчас построены наши дома? Из каким материалов? Как вы думаете наши дома прочные? Удобные? Почему? А красивые ли они? Что делает человек, для того чтобы украсить свой дом?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, наши дома сейчас очень прочные, они могут защитить на от любой непогоды, так же они комфортные для нас. Ребята, интересный путь мы с вами проложили?

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте вспомним, где мы были?

Ответы детей:

Воспитатель: Ну, а теперь пора возвращаться, нужно поторопиться. (Воспитатель предлагает во время плавания поиграть в игру «Море волнуется раз») (Шум волны, педагог замечает бутылку) Что за бутылка у нас на пути?  Заглянем в неё? (в бутылке лежат картинки жилищ домов и материалов из которых строили дома   разных периодов. Педагог предлагает детям  объединиться в пары).  Чтобы нам не запутаться, я предлагаю выбрать себе пару.  Кто разложит картинки с изображением домов человека и материалом из которых их строили древних времен, старины, современного мира?  Давайте, эти все картинки разложим на реке времени. Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли. Давайте теперь поменяемся и проверим, все ли картинки вы правильно приклеили. Какая река времени у нас получились! Как вы думаете, с помощью чего лучше всего получается строить дома? Почему?

Ответы детей: (рассуждения детей).

Воспитатель: Посмотрите на таблицу. Как вы считаете, какое жилище человека самое удобное, прочное и красивое? В каком доме вы бы хотели жить?

Ответы детей:

Воспитатель: Сейчас с помощью этой таблицы мы выясним чье предположение было верным. Напротив каждого жилища человека мы будем отмечать есть ли такое качество. (удобство, прочность, красота). Если вы согласны с утверждение, то мы на таблицу крепим зелёный кружок, а если вы не согласны, красный кружок. Пещеры, они красивые? Каким кружочком отметим?

Они прочные? Удобные? Шалаши, они красивые? Каким кружком отметим? Они прочные? Удобные? Деревянные дома, они красивые? Они прочные? Почему? Удобные? Почему ты так думаешь? Каким кружком отметим? Итак, давайте посмотрим на таблицу, лучшим домом будет тот, у которого больше зеленых кружков. (анализ таблицы).

Самостоятельная деятельность детей. Рассматривают домов будущего на реке времени.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы побыть архитекторами, придумать и нарисовать дома будущего?

Ответы детей:

Воспитатель: Как мне понравилось с вами путешествовать! Вы были отличными матросами. Кому бы вы хотели показать реку времени?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, что вы узнали за время нашего путешествия?

Ответы детей:

Воспитатель:  Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели рассказать о своем путешествии? 

Ответы детей:

Воспитатель:  Завтра предлагаю в нашей группе создать выставку ваших рисунков на тему «Дом будущего».

 

 

  

Просмотров всего: , сегодня:

Конспект занятия «История жилищ человека».pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 05.11.2022

Дата обновления: 28.11.2022

Дата публикации: 28.10.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».