17.10.2022
Рекомендации для родителей.
«Зачем знакомить дошкольника с архитектурой?»
Архитектура – наиболее отвлеченное из всех пространственных искусств, которое воспринимается детьми легче скульптуры и живописи.
Дошкольники могут уловить различия между строительными материалами, величиной зданий, внутренними пространствами. Существует такое понятие, как «детская гениальность», которая у детей пяти-семи лет выражается в том, что в своих рисунках они подчеркивают, на их взгляд, самое главное. Например, длинные руки и ноги при маленькой голове, огромные цветы и деревья около маленьких домов, к тому же, раскрашивают нарисованное в неожиданные, но любимые ребенком цвета: кошку в розовый, солнце в зеленый. И людей изображают и раскрашивают в зависимости от своего восприятия. Кого-то коричневым и черным, кого-то радостно-оранжевым, лимонным.
Восприятие цвета у детей до пяти лет своеобразное. Дети хорошо различают тона: яркость, густоту цвета, но путаются в оттенках. А знакомство с архитектурой тренирует воображение, зрение и подготавливает к восприятию скульптуры и живописи.
Всех детей увлекает строительство домов. Они придумывают разные варианты интерьера. Ребенок, играя в кубики или обустраивая кукольный дом, рисуя дворцы для сказочной принцессы, приобщается к архитектуре. Он уже может понять разницу между деревянной избой из сказки о рыбаке и рыбке и каменным дворцом. Или между блочным домом и кирпичным.
Гуляя с ребенком, предложите ему потрогать ладошкой кирпич, оштукатуренную поверхность, деревянную, мраморную или гранитную, стеклянную. Ребенок к семи годам может объяснить, какую он трогает поверхность: шершавую или гладкую, неровную, с мелкими или крупными выбоинами. Объясните малышу свойства разных строительных материалов. Например, дерево теплое, из него в основном строят загородные дома. В них тепло, легко дышится. В давние времена строили очень много домов из бревен. Бревна – спиленные и обструганные деревья, которые укладывают специальным образом, чтобы получился дом-сруб. Рассказывая и показывая в окрестностях таких дома, рассмотрите их также в иллюстрациях к сказкам, для того чтобы ребенок мог сравнить объект «живьем» и с рисунком. В давние времена бревна были самым дешевым материалом в странах, где много лесов. У сельских жителей, крестьян были избы, а каменные дома строили только богачи. Вспомните А.С.Пушкина: «Мужики там все богаты, изоб нет, одни палаты». Палатами называли каменные дома. Двухэтажные бревенчатые с резными деревянными деталями и украшениями дома назывались теремами.
На следующей прогулке обратите внимание на какое-нибудь красивое каменное здание, подумайте, из каких материалов оно построено. Хорошо, если это архитектурный или исторический памятник. Пусть ребенок предположит, кто бы мог там жить. Василиса Премудрая, король с королевой или прекрасная принцесса.
Расскажите, чем отличаются дворцы от замков или крепостей (замок окружен крепостной стеной с башнями), а около дворцов пруды с лебедями, разбиты сады. Покажите ребенку изображения дворцов и замков. Дома постройте вместе с ребенком из кубиков, конструктора, сказочный дворец. Из небольших зеркал соорудите пруды с лебедями из пластилина. Такие занятия формируют у ребенка представление о крышах разной конфигурации, лестницах, стенах. Замки можно делать с ребенком из липкого снега и из песка.
В следующую прогулку найдите отштукатуренную стену дома, пусть ребенок почувствует на ощупь ее шероховатость, объясните, как делают штукатурку. А дома наглядно покажите: растолките кусок мела, добавьте воды, клея ПВА, любую краску и предложите ребенку нанести состав лопаткой, совком на дощечку, кирпич или кусок блока. Подождите, когда высохнет. Расскажите, что стены домов также облицовывают мрамором, гранитом, камнем. Зато штукатурку можно красить в любые цвета. Обратите внимание, что мрамор, гранит холодные даже в жару. Расскажите о старых городах, в которых люди живут с давних времен, и дома там – свидетели многих событий, рассказами о которых можно заинтересовать ребенка. Так, через архитектуру пробуждается интерес к истории.
Играйте с ребенком между делом в цветные дизайнерские игры. Например, сделайте зеленый уголок: наполните его всем зеленым: ветки, зеленое яблоко, тарелка, чашка, покрашенные в зеленый шишки и т.д. В следующий раз по тому же принципу сделайте красный, желтый, синий уголок. Если ребенок хочет, пусть добавит какой-то один другой цвет на свой вкус. Постепенно ребенок полюбит украшать пространство вокруг себя, главное не переусердствовать с занятиями. Пусть они будут не рутиной, а праздником, которого ждут. Одного-двух занятий в неделю вполне достаточно.
Таким образом, знакомство ребенка с архитектурой подготавливает его к восприятию живописи, скульптуры, истории и приучает его к облагораживанию помещения, в котором он живет.
«Как знакомить детей с родным городом»
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начала патриотизма. Ведь чувство Родины дошкольника связывается с местом, где родился и живёт. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где ребенок бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который является вторым домом.
Ежедневно вы с детьми идете ил едете по родному городу в детский сад. Пусть за этот промежуток времени ребенок с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Каждый раз, идя с ребенком, находите объект для наблюдения.
-Сегодня вы говорите о своей улице утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, с идущими на работу людьми, детьми, спешащими в школу.
-Вечерняя улица совсем иная: дети видят гуляющих с детьми родителей, играющих на детских площадках своих сверстников.
-Наблюдайте зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями.
А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами огней! Все эти впечатления, помогают ребенку знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном.
Младший дошкольник способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, библиотека, почта, аптека, магазин, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся.
В. А. Сухомлинский говорил: "Красота родного края - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно, и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина".
Детям надо показать Екатеринбург как красивый город с его достопримечательностями. Знакомя детей с родным городом, нужно рассказать, как строился город, какие раньше были здания, улицы, кто жил (в этом помогут памятные таблички на зданиях).
Задача взрослых - помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений. Так, например, нужно рассказать, что жители Екатеринбурга постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения. Значит, и он, маленький екатеринбуржец, должен быть причастным к делам взрослых - бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинается формирование у ребенка чувства гордости за родной город. Нужно привлекать ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении: в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада, ведь ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.
Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет. И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.
Для знакомства с городом можно использовать экскурсии. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить, и подготовиться самим взрослым: заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте.
Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом, в вашем распоряжении имеется немало средств и методов: наблюдения за изменениями в облике города, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка. Региональные понятия дети легче усваивают во время проведения дидактических игр и упражнений. Проводя эту работу, можно использовать иллюстрированный материал: картины, фотографии, иллюстрации.
Ряд рекомендаций по проведению прогулок с целью ознакомления с родным городом:
- рассказывайте ребенку о своём городе, посетите с ним достопримечательности города, расскажите о них;
- гуляя по улицам родного города и бывая на природе, фотографируйте ребенка, затем совместно рассматривайте фотографии и беседуйте с ним о местах, запечатленных на фотографиях;
- обращайтесь к ребенку с вопросами в ходе рассказа, чтобы активизировать его внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как ты думаешь, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название?»)
- не называйте дат, они затрудняют восприятие материала, используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда твои бабушка и дедушка были таким как ты»;
- предоставляйте ребенку возможность отражать свои впечатления об увиденном в творчестве: рисунке, лепке, аппликации;
- всегда поощряйте любознательность ребенка.