Как победить гендерное неравенство?

30.01.2023

Гендерное неравенство становится предметом жарких дискуссий и столкновений во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Действительно ли мальчики и девочки имеют разные способности к обучению? К чему приводят эти различия? И, наконец, может ли школа учитывать потребности ребенка в зависимости от его пола?

full_size_1620724199-a5c64756ff0fbcb104448f8927a8a0b4.jpg

Количество не переходит в качество

Достижение гендерного равенства входит в одну из целей в области устойчивого развития стран до 2030 года. Ключевую роль в решении этой задачи играет этап получения образования, на котором необходимо предоставить одинаковый доступ к качественному обучению представителям разного пола.

Успехи последних 50 лет в сокращении гендерного неравенства в доступе к образованию трудно переоценить – во всех странах достигнуты значительные улучшения в этой сфере. В 1970 году разница в годах полученного обучения между мужчинами и женщинами составляла почти 2 года во всем мире, а к 2018 году эта цифра сократилась до 0,3 года. В ряде стран данная тенденция привела к тому, что женщины превзошли мужчин по количеству лет обучения. Дольше мужчин женщины к 2018 году стали учиться в странах с наибольшим уровнем дохода – в Европе и Центральной Азии. Примечательно, что к 2030 году прогнозируется еще более значительное усиление имеющегося тренда на переворот гендерного неравенства в образовании.

Несмотря на общие позитивные тенденции, гендерное неравенство в школе и вузах продолжает существовать и особенно проявляется в отдельных странах.

Обеспечение равного доступа к получению образования еще не гарантирует отсутствия дискриминирующих практик и несправедливых различий непосредственно в процессе обучения.

Например, девочки в классе могут чаще сталкиваться со стереотипным мышлением учителей, подвергаться насилию и раннему исключению из процесса обучения из-за беременности или замужества. Так, регулярно посещая школу, девочки не всегда имеют возможность полноценно учиться и получать высокие оценки. Что же нам могут сказать данные о достижениях мальчиков и девочек в школе?

Первые по математике, последние по чтению

Международное исследование TIMSS-2019, направленное на оценку знаний в математике и естествознании, свидетельствует о наличии разрыва в школьных достижениях среди мальчиков и девочек.

По математике в 2019 году в 27 странах мальчики-четвероклассники опережали девочек, а девочки мальчиков – лишь в 4 странах.

К 8-му классу, тем не менее, данные различия полностью выравниваются: девочки опережают мальчиков в 7 странах, а мальчики – в 6 странах.

Для России тренд в достижении гендерного равенства в математике с 2003 по 2019 год в целом положительный. Несмотря на некоторые колебания разницы в баллах среди мальчиков и девочек, к 2019 году только в четвертом классе мальчики значительно превзошли девочек в математике. Учитывая общемировые тенденции и специфику предметной области, это довольно хороший результат. Известно, что именно по математическим дисциплинам (наряду с техническими) представители мужского пола демонстрируют более высокие достижения.

По естествознанию общим трендом в мире является превосходство девочек как в четвертом, так и в восьмом классе. Для России, однако, именно в естествознании ситуация не так безоблачна, как в целом в мире. Младшие школьники получают практически равные баллы независимо от пола на протяжении последних 17 лет. А вот среди восьмиклассников отмечается более-менее устоявшееся равенство в оценках по естествознанию только в период с 2015 года – ранее мальчики время от времени сильно опережали девочек. И разрывы в баллах сохраняются до сих пор, хотя и не являются значимыми.Хочу такой сайт

Абсолютно противоположную ситуацию мы сможем наблюдать, если обратимся к другой предметной области – чтению. Еще одно международное исследование – PIRLS – позволяет оценить навыки четвероклассников в читательской грамотности. В подавляющем большинстве стран-участниц исследования девочки опередили мальчиков в навыках чтения. И Россия не является исключением. С 2001 по 2016 год девочки стабильно получали баллы выше, и нельзя сказать, что разрыв сократился к последней волне исследования.Хочу такой сайт

В PISA, измеряющей навыки применения знаний на практике во всех трех предметных областях среди 15-летних подростков, модели гендерного неравенства приблизительно такие же.

Девочки гораздо успешнее мальчиков в чтении, но при этом отстают по математике.

Немного отличается ситуация в естествознании, где девочки слегка опережают мальчиков в применении знаний. При этом величина гендерного разрыва в баллах PISA для России во всех случаях не превышает среднего по странам ОЭСР и сокращается со временем.

Индивидуальный подход против гендерных стереотипов

Данные демонстрируют, что проблема гендерного неравенства оказывается сложнее, чем принято считать.О Очевидно что при обучении в школе как девочки, так и мальчики нуждаются в определенной поддержке, но в разных предметных областях.

С одной стороны, мальчики хуже читают. В отличие от девочек, они не в такой степени увлекаются книгами и предпочитают другую форму проведения досуга.

Кроме того, читательские стратегии мальчиков отличаются меньшей внимательностью и скрупулезностью по сравнению с девочками. Для повышения их результатов и вовлечения в образовательный процесс предлагается работать над дисциплиной в классе, развитием отношений с учителем и распространением культуры тестирований. С другой стороны, девочки отстают по математике и реже выбирают карьеру в STEM-областях (связанных с точными науками и техникой), что объясняется в первую очередь отсутствием у них интереса к подобным предметам и уверенности в своих силах. Это требует целенаправленной работы с установками и стереотипами в процессе обучения.

Казалось бы, подобные различия в потребностях дают основания говорить о необходимости раздельного обучения мальчиков и девочек. Но однозначных данных, подтверждающих эффективность такой формы обучения, на данный момент нет. В исследованиях отмечается, что раздельные школы могут иметь преимущества для некоторых видов академических достижений и одновременно не иметь их для других. Под вопросом при таком типе обучения также остаются и неакадемические аспекты взросления и формирования культуры – здесь аргументы говорят скорее в пользу смешанного обучения, в котором не возникают столь ярко выраженные фемининные и маскулинные черты.

Почему не работают социальные лифты

В высшем образовании ситуация с гендерным равенством выглядит довольно обнадеживающе. Повсеместно наблюдается общее увеличение численности поступающих в высшие учебные заведения. При этом количество женщин в высшем образовании растет быстрее по сравнению с мужчинами. В развитых странах это уже привело к тому, что женщины не просто догнали, но и опередили мужчин по поступлению в университеты. Тем не менее, сохраняются некоторые тревожные различия. Во всем мире женщины гораздо меньше учатся на STEM-специальностях по сравнению с мужчинами. В большинстве стран их численность на соответствующих факультетах не достигает 25%.

Удивительно, что, несмотря на значительные успехи в достижении равенства на этапе получения образования, дальнейшая жизненная траектория и заработки у женщин и мужчин расходятся радикальным образом. В России заработная плата женщин в среднем на 30–35% ниже, чем у мужчин. Да, женщины реже попадают в высокотехнологичные отрасли экономики, однако это не объясняет в полной степени различия в оплате труда. Ключевыми причинами более низкой заработной платы женщин традиционно выступают семейные факторы и дискриминация. Женщины больше времени уделяют домашней работе и воспитанию детей, что требует более гибкого графика и меньшей рабочей нагрузки. Помимо этого, к сожалению, часть разрыва в оплате труда возникает из-за предвзятого отношения работодателей к женщинам на рабочем месте.

Отсутствие прогресса в установлении гендерного равенства на рынке труда становится приоритетным вопросом для исследований. Почему сокращение неравенства в образовании не сохраняется в отношении профессиональной деятельности? Расширение доступа женщин к такому социальному лифту, как образование, должно служить шагом на пути выравнивания жизненных шансов для построения успешной карьеры. Однако мы видим, что на практике этого не происходит и требуются определенные системные меры для поддержания равных возможностей после завершения обучения.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».