Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ-детский сад № 451
Описание образовательной программы
Образовательная Программа
МБДОУ –детский сад № 451 (далее – ОП ДО) разработана в соответствии с:
·
Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования, утверждена Приказом Минобрнауки России от
17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) (далее – ФГОС ДО);
·
Федеральной образовательной программой
дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 (далее – ФОП ДО).
ОП ДО
позволяет объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций
и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным
объемом культурных ценностей. В соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО Программа
состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, что позволяет использовать ее инновационные разработки и приводит к
повышению качества дошкольного образования в ДОУ. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО,
объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от общего объема
Программы и рассчитывается в соответствии:
·
с возрастом
воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного
образования;
·
включает время
образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных
видов детской деятельности/активности;
·
образовательную
деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
В части Программы, формируемой
участниками образовательных отношений, используются элементы региональной
образовательной программы «СамоЦвет» авторы О. А. Трофимова, О. В. Толстикова,
Н. В. Дягилева, О. В. Закревская. Направление, выбранное участниками
образовательных отношений, учитывает образовательные потребности, интересы
детей, родителей (законных представителей) и педагогического коллектива ДОУ,
специфику национальных, социокультурных условий Среднего Урала и г.
Екатеринбурга. Включение региональной программы «СамоЦвет» предоставляет более
широкие возможности для познавательного, социального, личностного и физического
развития ребенка. Данная часть ОП ДО учитывает потребности, мотивы и интересы
детей, членов их семей, возможности педагогического коллектива. Её элементы
реализуются в дошкольных группах и в группах раннего возраста ДОУ.
Цели и задачи Программы.
Цель – разностороннее развитие
ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа,
исторических и национально-культурных традиций (п. 14.1. ФОП ДО).
Задачами Программы являются:
1. Обеспечение единых для
Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения
образовательной программы ДОУ.
2. Приобщение детей (в
соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского
народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий
для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысленияценностей.
3. Построение
(структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта
возрастных и индивидуальных особенностей развития.
4. Создание условий для
равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом
разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
5. Охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия.
6. Обеспечение развития
физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности.
7. Обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
8. Достижение детьми на этапе
завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования (ФОП
ДОп.14.2.).
Программа организации включает в себя
следующие разделы:
-целевой раздел раскрывает
цели, задачи, принципы Программы организации, планируемые результаты освоения
Программы организации, подходы к педагогической диагностике достижения
планируемых результатов;
-содержательный раздел включает
задачи и содержание образовательной деятельности по каждой образовательной
области для всех возрастных групп обучающихся, направления задачи
коррекционно-развивающей работы, рабочую программу воспитания;
-организационный раздел содержит
описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы, ее
материально-техническое обеспечение, примерный режим и распорядок дня в
дошкольных группах, план воспитательной работы.
-дополнительный раздел представляет
собой краткую презентацию Программы организации. ОП ДО МБДОУ –детский сад № 451
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования), требования к условиям реализации Программы.
Возрастные и иные категории детей, на которых
ориентирована ОП ДО МБДОУ –детский сад № 451
направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности
для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы
и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками
и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка); на создание развивающей
образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации
и индивидуализации детей.
Группы комплектуются по
возрасту. При необходимости для ребенка с ОВЗ может быть разработан
индивидуальный образовательный маршрут на основании АОП ДО. Для детей, имеющих
логопедическое заключение ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), ФНР
(фонематические недоразвитие речи), ОНР (общее недоразвитие речи) и посещающие
общеразвивающие группы в детских садах объединения оказывается логопедическая
помощь.
Содержание Программы
обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей дошкольного
возраста с 1 лет в различных видах деятельности и охватывает следующие
образовательные области, представляющие определенные направления развития детей
(образовательные области):
- социально-коммуникативное
развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое
развитие;
- физическое развитие.
Организация жизни и
деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации
образовательной деятельности:
- совместной деятельности
взрослого и детей (организованная образовательная детей) и в режимных моментах;
- самостоятельной деятельности
детей.
Конкретное содержание
образовательных областей зависит от возраста детей и реализуется в определенных
видах деятельности (культурных практиках – обычных (привычных) для человека
способах и формах деятельности, тесно связанных с особенностями его человеческого
бытия с другими людьми). Результатами реализации программы является достижение
целевых ориентиров, определенных ФГОС ДО, представленных как
социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
Достижение результатов в
развитии детей осуществляется за счет использования в образовательной
деятельности различных форм, методов и средств, которые на достаточно высоком
профессиональном уровне отбирают сами педагоги с учетом конкретных потребностей
детей.
Реализация образовательных
целей и задач. Программы направлена на достижение целевых ориентиров
дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития
ребенка.
Основные характеристики
развития ребенка представлены в виде перечисления возможных достижений
воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.